Кендо

Средневековые мастера Кендзюцуhttp://dynamitsport.ru/userfiles/image/stuff/d_kendo.jpg

Первым, кто создал кодифицированную систему борьбы, был военачальник, член совета сёгуната Нагахидэ Тюдзё, сын Ёрихира Тюдзё. Сёгун Ёсимицу Асикага присвоил ему титул «учитель фехтования рода Асикага».

В то время еще носили длинные мечи, подвешенные на лентах. Сигэнобу Хаясидзаки, второй сын Ясутоки Ходзё, ввел в своей школе фехтования технику молниеносного извлечения меча из ножен и нанесения удара противнику. Ее называли симмеймусо-рю или мусо-рю. Сама идея была довольно старой (конец XII в., неизвестный автор родом из провинции).

Вскоре стало известно, что число приемов «первого мгновения» можно увеличивать, если носить меч острием вверх за поясом. Позже этот обычай стал общепринятым, а техника молниеносного извлечения меча с нанесением удара стала называться иай-до. Здесь учитывались способы расположения меча на бедре, его ношения и т, д., а также умение извлечь оружие в различных позициях и ситуациях.

Школу Хаясидзаки продолжил самый способный его ученик Хисаясу Катаяма, создавший позже школу Хоки. Большой славы добился фехтовальщик и философ Кагэхиса Ито, известный также по прозвищу Иттосай. Он считал, что все виды техники меча (а в то время их насчитывалось около 350) можно свести к одному. Это кири-отоси — молниеносный удар сверху вниз. Иттосай (человек одного меча) основал школу Итто-рю (дорога одного меча). Школа эта существовала на протяжении нескольких столетий. Среди самых выдающихся ее учеников можно упомянуть Ода Нобунаги, Хидэтада Токугава и Иэмицу Токугава.

Во второй половине XV в. наибольшей славы добился Бунгоро Хикида (1437-1487), известный по прозвищу Кагэканэ и Сёкаку. В свое время он отправился во дворец Карапу, чтобы служить там. Прибыл он туда страшно уставшим и голодным. В результате во время первого сражения чуть было не поплатился жизнью. Выброшенный за ворота, Хикида принял позицию медитации. Из крепости наблюдали за неподвижной фигурой в течение 30 часов. Потом послали группу солдат, чтобы отогнать его от стен дворца. Хикида расправился с ними за несколько секунд. Он никого из них не убил, считая это недостойным его меча. Затем он снова сел и стал громко издеваться над трусостью нападавших. Позже смелый фехтовальщик быстро провел семь поединков и все выиграл с большим преимуществом, после чего ворота крепости были для него открыты.

Наиболее известные его ученики — Фугэцусай Ямада и Симпати Накай. Последний был распознан во время тайной миссии и отравлен.

Тёйсай Иидзаса из провинции Симо-оса больше известен по имени Ямасиро но Ками Иенао, полученным за феноменальное владение мечом. Некоторые даже склонны считать его первым настоящим мастером-учителем кэн-джитсу. Прозвище Тёйсай он получил во время обучения фехтованию в монастырях Касима и Катори, где овладел техникой Синдэн. После девяти лет пребывания в монашеской рясе Тёйсай основал свою школу Тэисин Сейдэн Синто, из которой вышло много знаменитых учеников: Цукахара Тоса но Ками, Масанобу Мацумота и основатель итиу-рю Ицю Мороока.

Камиидзуми Исэ но Ками — великолепный фехтовальщик, живший на рубеже XV—XVI вв. Прослыл создателем техники борьбы длинным мечом, продолжателем которой стал Суссуми Ойси, обладатель двухметрового оружия, которым он работал столь же легко, как кинжалом. Однако Камиидзуми Исэ но Ками известен прежде Всего как учитель Минэёси Ягю и досточтимого Бокудэна Цукахара (1490—1572). Последний изучил искусство меча у своего отца Какуэкна Урабэ, монаха синто в монастыре Касимо, а впоследствии инструктировался у Исэ но Ками. Бокудэн провел 37 победных поединков с фехтовальщиками высшего класса. Слава большого мастера приносила ему тем не менее много хлопот: не один самурай хотел сразиться с ним, чтобы погибнуть в бою или получить признание и почет.

Такая трудная жизнь утомляла славного фехтовальщика, особенно в более поздние годы, когда руки становились все менее ловкими. Бокудэн ушел в горы. Но молодые люди, желающие владеть искусством меча, все же шли к нему за наукой. И он давал им ценные советы. Умер Бокудэн естественной смертью в ореоле славы.

Минэёси Ягю (1527-1606) родом из деревни Ягю в провинции Ямато, ученик Камиидзуми Исё но Ками. В венце своей славы он служил учителем фехтования у Оды Нобунаги и Иэясу Токугавы. За выдающиеся заслуги получил прозвище Тадзима но Калеи. Позже в должности учителя Иэасу Токугавы его сменил также способный и еще более известный сын Муненори Ягю (1571-1646) отличившийся в поединках во время битвы под Секигахара (между войсками Иеасу Токугавы и силами сторонников Хидэёри Тоётоми. Позже Муненори получил титул губернатора провинции Тадзима, а затем должность «омецукэ» — главного инспектора полиции.

В свою очередь, его сын Мицуёси Ягю завоевал себе еще большую славу. Он служил сёгуну Иемицу Токугава в должности агента по специальным поруче-ниям. И в очень опасных миссиях против клана Сацума и Тоса зарекомендовал себя самым ловким из всех «шпионов сёгуна». В зрелом возрасте основал школу фехтования в Масакидзаки в провинции Ига. Преждевременная смерть наступила при невыясненных обстоятельствах.

Искусство фехтования Мицуёси Ягю постиг не только благодаря семейной традиции, но и во многом с помощью школы Аису-каге, основанной Ико Аису (1452-1538). Это был отличный фехтовальщик, который в зрелом возрасте решил посвятить себя медитациям и монастырской жизни. Однако во время медитации он открыл возможность применения новых видов техники меча. В 1488 г., покинув монастырь, создал частную школу.

Во второй половине XVI в. интересной личностью Он был членом японского посольства, которое в 1615 г. нанесло визит Филиппу III (Испания), а впоследствии было приняло папой Павлом V.

Но, по-видимому, самым знаменитым фехтовальщиком Японии стал некий Масана, родившийся в 1584 г. в городе Мимасака, известный впоследствии под именем Миямото Мусаси, победитель 60 поединков!

Обучаемый отцом, отличным фехтовальщиком, он рано проявил чрезвычайный талант. В ранней молодости в Киото провел поединок с Кэмпо Ёшиокой, имеющим славу «смертоносного меча», и выиграл его. Впоследствии, подобно Бокудэну, его неустанно вызывали на борьбу различные противники. Однако все они снискали участь «тех, кто погиб от руки Миямото Мусаси». Мусаси вел борьбу, походившую на настоящую фехтовальную акробатику, гениально владея двумя мечами, что считалось самым трудным искусством.

Со временем Мусаси основал свою школу Эммэи, а его известная техника называлась нитэн-ити-рю. Позже великий фехтовальщик принял предложение даймё Хосакава и до конца жизни, закончившейся естественной смертью в 1645 году, служил учителем в его дворце.

Рассказывают, что однажды Мусаси встретился с Ягю Дзюбэи. Оба известных фехтовальщика шли одной дорогой под гору в провинции Ига возле Нара. Они внимательно наблюдали друг за другом, и вскоре каждый без слов понял, с кем имеет дело. Ни один из них до этого времени не проиграл ни одного поединка. По-видимому, каждый думал, как окончится эта встреча. Под вечер они дошли до небольшой корчмы у подножия горы Камито — единственного места, где можно было переночевать.

Присутствующие в корчме сразу почувствовали атмосферу «тихого» поединка. Воцарилась гробовая тишина, а осмотрительные гости попятились ближе к стенам. У хозяина возникла гениальная идея. Он принес чай и предложил обоим игру «го». Началась партия, которая стала не столько критерием мастерства игроков, сколько их характера и воли. По истечении трех часов стало ясно, что силы равны. Оба одновременно встали и вышли в темноту ночи: Мусаси свернул на дорогу вправо, Дзюбэи влево. Больше в жизни они никогда не встречались.

Некий Гэнрю Сасаки, мастер меча, управляющий рода Мори из провинции Аки когда-то вызвал на поединок Мунисаи Симмена, отца Мусаси и проиграл его. Сасаки не смог перенести позора, который заключался в том, что Симмен оставил ему жизнь, и позже предательски убил бывшего соперника. Мусаси долгие годы искал убийцу, а Сасаки тщательно готовился к неотвратимой встрече. Однажды ночью они оказались на пляже Ганрюдзима на Кюсю и вступили в необычно длинный поединок в кромешной тьме от песка, поднимаемого с пляжа тайфуном. Судьба поединка готова была решиться несколько раз, но в конце концов меч (широко известный левый меч) Мусаси оказался на какую-то долю секунды быстрее.

В эпоху Токугава внутреннее положение в стране было спокойным; фехтование постепенно стало выполнять функцию необходимого дополнения к образованию самурая. Создавались условия для пересмотра приемов и определенного их усовершенствования.

Японский меч

Японский меч

Image

Читать полностью...

!