Ашихара

http://www.dao-vrn.ru/images/ashihara_karate/ashihara_karate.gifВ наши дни мир боевых единоборств предстаёт во всём своём разнообразии. Казалось бы, изобрести что-то новое невозможно. Однако Хайдеюки Ашихара удалось решить эту задачу…

    С древнейших времён борьба была наиболее доступным для человека способом самоутверждения. Каждая цивилизация стремилась создать такую систему единоборств, которая эффективно решала военные, воспитательные и другие важнейшие задачи своего времени.

    К концу двадцатого столетия мир единоборств предстаёт перед нами во всём своём многообразии и противоречии. За последние полвека этот мир не переставал удивлять нас быстрой сменой своих кумиров, ростом популярности различных стилей и разрушением целых империй.

    Сейчас можно заметить, что этот мир изменился и повзрослел. Пройдя трудный путь становления, единоборства нашли своих постоянных поклонников и постепенно заняли в общественном сознании народов то место, которое они по праву заслуживают. В некоторых уголках земного шара и даже на целых континентах, популярность единоборств сравнительно невелика. Тем, кто воспитан на мифах о нравственном и физическом превосходстве единоборств перед другими видами спорта, этот факт покажется странным, но время судит лучше людей. Необходимо учитывать культурно-исторические, национальные, религиозные и многие другие факторы, влияющие на уровень популярности единоборств в той или иной стране или регионе.

    Там, где единоборства не имеют за собой устойчивой исторической традиции, они приобрели ярко выраженный спортивно- -соревновательный характер и часто представляют собой нечто похожее на рекламное шоу или цирковое представление. К подобным примерам можно отнести ситуацию с профессиональным боксом, кикбоксингом и профессиональным каратэ в США и Западной Европе. В этих странах общество уже успешно “переболело” каратэ, кунг-фу, тхеквондо и вообще восточной экзотикой. В настоящий момент спад в культивировании единоборств на этих континентах существует в количественном, но не в качественном отношении. Это можно сравнить с весенним паводком, когда после мощного разлива воды река возвращается в положенное ей русло.

    Кунг-фу в Китае, Муа-тай в Тайланде, Каратэ в Японии или Тхеквондо в Корее менее всего зависят от колебаний капризной моды именно в силу существования крепкой духовной традиции боевых искусств в истории своих народов.

    Ниша, которую занимают единоборства Востока в культуре, создавалась на протяжении многих веков. Даже фантастическое победное шествие восточных единоборств по всей планете во второй половине двадцатого столетия, на их исторической родине не вызвало колебаний древних устоев, а лишь придало новый импульс в развитии национальных традиций. Именно строгое следование во всем этим традициям и является важным фактором формирования личности, поэтому и в наши дни занятия каратэ значат для японца нечто совершенно иное, чем например, тренировки по кикбоксингу для американца или совершенствование в тхеквандо для европейца или австралийца.

    К началу 80-х годов мировое движение каратэ насчитывало множество школ и разновидностей этой японской борьбы, десятки различных ассоциаций, союзов и федераций международного и национального масштаба.

    Казалось бы создать что-либо новое, и тем более, имеющее принципиальное значение, в этом океане разнообразия просто невозможно.

    Однако, несмотря на высокий уровень мировой конкуренции в этом виде единоборств, в 1980 году японский мастер Хидеюки Ашихара, обладатель 8-го Дана, создаёт новый стиль каратэ, названный по имени основателя “Ашихара-каратэ”. Вскоре после этого создаётся и Международная организация Ашихара-каратэ со штаб-квартирой в Токио, Япония. Уже в 1981 году эта организация насчитывает 120 Додзе из разных стран мира.

    Итак, мировое сообщество каратэ пополнилось ещё одним членом. Насколько его появление было необходимым? Был ли это по-настоящему новый стиль или обычная спекуляция на свежей вывеске? Ответы на эти вопросы находятся, скорее всего, на жизненном пути самого создателя стиля.

    Хидеюки Ашихара родился в японской префектуре Хиросима в 1944 году. Как и все великие мастера, Х.Ашихара уже с младых ногтей воспитал в себе привычку большую часть времени посвящать занятиям каратэ. За счет невероятного упорства он сравнительно быстро изучает сразу несколько базовых стилей. В этот период Х.Ашихара начинает активно накапливать и обобщать богатейший опыт восточной культуры единоборств.

    Здесь необходимо заметить, что путь Х.Ашихара в каратэ знаменует собой появление лидеров нового типа. Новые мастера значительно отличаются от своих предшественников прежде всего тем, что они зарабатывали авторитет не легендарными подвигами во славу своего стиля, при этом всячески стараясь возвысить его над другими направлениями, а, наоборот, создавали свои системы каратэ с помощью систематизации и модернизации знаний и опыта различных стилей. Примером такого нового подхода, кроме Ашихара-каратэ, так же может служить стиль Косики-каратэ - одна из новейших систем, основанная мастером Масатоши Хисатака на базе древних окинавских стилей. Хидеюки Ашихара всегда стремился к изучению наиболее эффективных направлений борьбы, ставящих важнейшей своей задачей практику поединка в полном контакте. Это стремление и привело Х.Ашихара в организацию Кекусинкай, к одному из величайших авторитетов мирового каратэ – Масутацу Ояме. Так как Х.Ашихара, несмотря на молодость, уже обладал большими знаниями и был незаурядным спортсменом, он в скором времени оказался среди учеников “Внутренней школы” – элитарной группы лучших мастеров Кекусинкай, наиболее приближенных к основателю стиля.

    Находясь в столь выгодных условиях, Хидеюки Ашихара досконально изучает методические и соревновательные основы Кекусинкай, и в конце 70-х годов успешно выполняет один из знаменитых тестов Масутацу Оямы – проведение 300 поединков с различными соперниками в течение трех дней подряд. Его заслуги оцениваются крайне высоко – Хидеюки Ашихара присваивается 8-й Дан Кекусинкай.

    Однако, Х.Ашихара чувствует приближение серьезного кризиса, который может нанести тяжелый удар по всемирному движению Кекусинкай. По мнению Х.Ашихара, причины кроются в том, что великий реформатор каратэ Масутацу Ояма остановил ход преобразований внутри самой Организации Кекусинкай.

    Мастер Ашихара делает попытки преподавать у себя в Додзё более расширенный вариант Кекусинкай, изменяя тактику и технику перемещений, перестраивая рисунок боя и т.д. Благодаря новой эффективной методике, ученики Х.Ашихара, такие как Иоко Ниномия (5-ый Дан) и Нориеши Накамото (5-ый Дан), становятся обладателями Чемпионского титула в международных и национальных первенствах, а так же получают признание как авторитетные инструкторы Кекусинкай.

    Но несмотря на успехи Хидеюки Ашихара по развитию стиля, его отношения с Масутацу Оямой становятся всё более напряженными и вскоре приводят к полному разрыву.

    Автору трудно судить о том , что сопутствовало этому шагу, так как подробности ему не известны, да и вряд ли когда-либо станут достоянием гласности. Скандалы в Японии не слишком популярны. Но тем не менее, остается фактом то, что Хидеюки Ашихара, будучи почти вдвое моложе своего именитого шефа, все же выдерживает “стойку” и выходит из состава Организации Кекусинкай. Вместе с ним могучий клан покидают не только титулованные И.Ниномия и Н Накамото, но и более молодые мастера – Ясуаки Киши, Макото Ешида, Хидеки Мацумото, Кенджи Сато и другие. Все они и ученики в их Додзе, оказали своему наставнику огромное доверие таким шагом, оказавшись без покровительства Масутацу Оямы. Для японца, воспитанного на предельном уважении к законам кодекса чести самураев – Бусидо, преданность является главной добродетелью, и поэтому подобное решение в его судьбе должно быть обусловлено очень вескими доводами. Вероятно, Хидеюки Ашихара их имел в достаточном количестве.

    К созданию базовой техники нового стиля Х.Ашихара подошел неординарно. По традиции, создавая в каратэ новый стиль, мастер выбирал за основу технический арсенал какой-либо существующей школы, принципиально его не меняя. Х.Ашихара впервые нарушил эту традицию и не стал связывать свое детище никакими догмами. Мастер в течении продолжительного времени наблюдал за тем, как проводят свои поединки в полном контакте лучшие японские бойцы. В процессе наблюдения он выявил и отобрал только технику, которая наиболее часто и эффективно применялась бойцами. Все остальные элементы были отвергнуты, так как по утверждению Х.Ашихара, техника, которую не способен выполнить мастер, не может быть предметом для изучения начинающих.

    В результате, в программу школы вошли как базовые, сугубо практические техники включающие мощные удары ног и рук, броски и подсечки, активное использование коленей и локтей, а также как бы танцующие перемещения. Все это требовалось для выполнения одной из важных задач Ашихара – каратэ – подготовки универсального бойца, способного успешно выступать по различным системам правил – нокдаун-каратэ, тайбокс, кикбоксинг и т.д.

    Канчо Хидеюки Ашихара коренным образом изменил и взгляды на саму подготовку спортсмена, вторгшись в святая святых идеологии каратэ – ката. Известно, что практически все школы каратэ используют ката не как метод подготовки к поединку. Это приводит к тому, что ката из некогда грозных боевых комплексов переродились в ритуальные и малопонятные даже самим мастерам формальные упражнения. В Ашихара – каратэ ката становятся наиболее эффективным средством для тренировки реального поединка за счет выполнения всех элементов в паре или против нескольких соперников в полный контакт и в свободном темпе и перемещении.

    Х.Ашихара удалось ввести в тактику контактного боя, где любое сближение соперников чревато нокаутом, наиболее эффективную технику выведения из равновесия противника. Большинство стилей каратэ используют эту технику как бы в отрыве от основного рисунка боя. В Ашихара – каратэ для выхода на захват и бросок успешно используются массированные удары коленями и локтями, что обеспечивает реальное выполнение бросков даже, если поединок проходит в жесткой манере обмена ударами. Подобный успех был обусловлен тем, что мастер Ашихара сумел перенести арсенал бросков Айкидо и Дзюдо на жесткий стиль спарринга Кекусинкай.

    С 1982 по 1987 год Канчо Ашихара много времени уделяет совершенствованию стиля. Он понимает, что в преподавании Ашихара – каратэ не следует придерживаться строгих догм, а необходимо выделить лишь принципиальные моменты тренировочного цикла. Эта политика дала ему возможность популяризировать свой стиль не столько методом непосредственно занятий с учениками, а, в основном, за счет современных носителей информации. За этот период Хидеюки Ашихара выпускает три видеофильма, последовательно обучающих Ашихара – каратэ, а также две книги – “Боевое каратэ” и “Самое боевое каратэ”. Благодаря этим мерам Канчо Ашихара удалось за короткий срок не только распространить новый стиль по всему миру, но и сразу добиться его качественного роста.

    Когда мастер Ашихара собрал своих последователей из разных стран на первый семинар ХОНБУ, он был крайне удивлен тем, как высок был уровень техники Ашихара – каратэ спортсменов, изучавших стиль по книгам и видеофильмам. Необходимо отметить, что принципы Ашихара – каратэ легко осваивались представителями самых противоположных направлений именно с учетом особенностей их школ.

    Авторитет Ашихара – каратэ на международной арене укреплялся и за счет авторитета его основателя. Например, далеко не все мастера в стране восходящего солнца могут гордиться должностью Главного инструктора Высшей полицейской академии в Токио, которую Хидеюки Ашихара занимает уже на протяжении десятка лет.

    К началу 90-х годов Международная организация Ашихара – каратэ действовала на всех континентах. Ее основные центры находились в Японии (Канчо Хидеюки Ашихара), США (Шихан Иоко Ниномия), Юго-восточной Азии (Шихан Си Ченг Конг), Южной Африке (Шихан Хусаин Наркер), и в Европе, где движение Ашихара – каратэ возглавил один из наиболее авторитетных мастеров европейского каратэ Шихан Дэвид Кук.

!