Хатха-йога

Хатха-йога.

Хатха-йога, как оформившаяся система появилась в средневековой Индии. Ее основополагающая цель, та же самая, что и у всякой исконной формы йоги: преодолеть эгоистичное сознание и постичь Я, или постичь свою изначальную природу. Однако психодуховная техника хатха-йоги особенно сосредоточена на развитии телесных задатков так, чтобы тело могло противостоять трудностям запредельного постижения. Некоторые исследователи склонны рассматривать экстатические состояния наподобие самадхи как чисто мыслительные события, что неверно. На самом деле, последние научные данные свидетельствуют о том, что именно биохимические изменения в теле имеют важное значение в получении опыта данных состояний, в свою очередь, оказывая глубокое воздействие на нервную систему. Помимо всего прочего, переживание экстатического единения происходит в телесном состоянии. Хатха-йогин, таким образом, стремится закалять тело – хорошо «обжечь» его, как говорится в текстах.

Важнее всего то, что само просветление затрагивает тело целиком. Вот как описывает Просветление один из современных учителей йоги: «Просветление человека – это Просветление всего тела-ума целиком. Оно является буквальным, даже телесным Просветлением, или Превращением всего тела-ума индивида полностью в Излучение, Интенсивность, Любовь, или Свет, что предвосхищает и превосходит всякие скорости явленного или невидимого света и все формы или существа, что снуют в явленном свете, будь они тонкими либо грубыми».

Таким образом, дисциплины хатха-йоги предназначены, чтобы помочь проявится конечной Реальности в ограниченном человеческом теле-уме. Здесь хатха-йога выражает идеал тантры, состоящий в том, чтобы жить в мире, исполненном полнотой Самопознания, нежели удаляться от жизни ради обретения просветления. Хатха-йога занимает сторону интегрализма.

Практикующий хатха-йогу жаждет создать для себя «божественное тело» (дивья-шарира) или «алмазное тело» (ваджра-шарира), которое обеспечивало бы бессмертие в явленных мирах. Он или она не заинтересованы в обретении просветления на основе длительного небрежения физическим телом. Они жаждут всего сразу: Самопознания и преображенного тела, в коем можно было бы наслаждаться проявленной вселенной в ее разнообразных планах. Кто не одобрит подобное желание? Однако, как можно представить, практикующие хатха-йогу иногда жертвуют своими высшими духовными чаяниями и сосредотачиваются на менее возвышенных, возможно магически, целях ради эгоистичной личности. Магия подобно направленной вовне техники является средством манипулирования силами природы, тогда как духовность связана с преодолением занятой манипулированием эгоистичной личности.

Нарциссизм, иначе направленный на собственное тело эгоцентризм, представляет большую угрозу для хатха-йогинов. Во всех духовных традициях необходимо наличие железной воли, но она никогда не сможет заменить разборчивость и самоотречение, особенно отречение от своеволия. Но хатха-йогины подобно другим последователям йоги, порой приходят скорее к раздутому, нежели преодоленному эго. Это побудило некоторых ученых охарактеризовать хатха-йогу как нездоровое учение.

Осуждение, разумеется, скорее относится к опошленным вариантам хатха-йоги, практикуемым в Индии и за ее пределами, но оно несправедливо к подлинным учениям и учителям данной традиции.

Исконная хатха-йога всегда требует, чтобы к ней подходили как к психодуховной дисциплине, служащей запредельному постижению. В Хатха-йога-прадипике, наиболее известном руководстве этой школы, данное обстоятельство выражено следующим образом: «Все средства хатха-йоги предназначены для достижения совершенства в раджа-йоге. Человек, укорененный в раджа-йоге, побеждает смерть».Хатха-Йога.

Данный стих выражает именно то, что хатха-йогу и раджа-йогу следует рассматривать как дополняющие друг друга, и что желание победить смерть осуществляется лишь в Самопознании. Ибо только трансцендентное Я бессмертно и вечно. Даже «божественное» тело, составленное из тонкой материи или энергии, рано или поздно должно распасться, поскольку все плоды природы подвластны закону изменения, иначе энтропии.

Хатха-йога - это первая ступень на пути познания йоги. Разумеется йога это не фокусы с глотанием огня и лежанием на битом стекле: Основные элементы хатхи-йоги - это асаны (позы), пранаяма (дыхательные упражнения), которые положительно воздействуют на все функции внутренних органов и эмоциональное состояние человека.
Принципиальное отличие хатха йоги от раджа йоги в том, что хатха йога – это работа с сознанием посредством тела, и именно поэтому люди практикующие хатха йогу физически здоровы и вполне адекватны и вменяемы до последнего дня своей жизни, безусловно при правильной практике.

Отличие хатха йоги от гимнастики в том, что хоть это и работа с физическим телом, но ориентирована она на сознание. Существует понятие – внутреняя работа. Здесь имеется ввиду необходимость достижения определённых состояний сознания в процессе практики. Это основное и принципиальное отличие хатха йоги от спорта. И опять же – практикующие хатха йогу имеют хорошее здоровье (насколько позволяют усердие и карма , а у профессиональных гимнастов уже в 20 лет позвоночник просто напросто убит.
Существует несколько трактатов, их количество буквально можно сосчитать по пальцам, являющиеся наиболее авторитетными для всех адептов хатха йоги. Помимо “Йога сутр” это: “Шива самхита”, “Гхеранда самхита”, “Хатха йога прадипика” и несколько других, чуть менее известных. В этих трактатах даются краткие пояснения техник и инструкции по образу жизни практикующего и т.д. По сути эти источники просто бездна информации, крайне ценной как для новичка, так и для мастера.
Кроме выше перечисленных, также существуют трактаты, относящиеся не только к хатха йоге, с подробным описанием космогонических взглядов, внутренних энергий и работы с ними, “тонкого” строения тела человека, описанием чакр, энергитических каналов, работы с внутренним звуком и мантрами и пр.

!