Пранаяма- вопрос жизни

  Вдох и выдох… Человек дышит всегда, но что он знает о наиглавнейшем процессе в организме – дыхании? http://zenslim.ru/sites/default/files/uploads/pranayam1.jpg

     Процесс дыхания очень тесно связан с состоянием сознания. Кто каким-либо образом экспериментировал с дыханием, знают об этом. Поэтому в настоящее время существует много дыхательных систем, построенных на волевом вмешательстве в процесс дыхания. Современные дыхательные практики Бутейко, Фролова, холотропное дыхание, реберфинг представлены как вид нетрадиционной медицины. В них сложно разобраться- есть мнения о чудодейственном влиянии этих техник, но есть и примеры с негативными последствиями.

     В практике йоги используют пранаяму, что переводится как «искусство управления энергией». Вдыхая воздух, мы одновременно вдыхаем и «жизненную силу». Но чтобы жизненная сила усваивалась и начинала действовать в нашем организме, нужно изучить этот процесс и научиться им управлять.

     Наши сотрудники Алена и Сергей Груздевы задали ведущим йога-тичерам Украины вопросы об использовании пранаямы в практике хатха-йоги, а также об их отношении к другим дыхательным техникам.

Роман Рокотел – неоднократный призер Чемпионатов Мира по йога-спорту…

Рома, как ты используешь пранаяму? Насколько она нужна, насколько она важна?

     Ну конечно важна и нужна, раз она есть. Во-первых, в аштанга-йоге еще Патанджали выделил ступень – пранаяма. Это целый раздел, который можно изучать всю жизнь.

     Всем известно, что без еды можно прожить 40 дней, без воды — 10 дней, без сна — 3 дня, а без дыхания – если человек задерживает дыхание на 5-6 минут, то это уже чемпион мира, какой-то профессиональный ныряльщик. Дыхание – это то, от чего, в первую очередь, зависит жизнь человека. Поэтому от того, насколько человек правильно дышит, зависит абсолютно все – и то, насколько он физически здоров, и то, насколько он правильно мыслит, насколько уравновешено его психическое состояние, и то, насколько хорошо усваивается пища.

     Первое, чему нужно научить человека, который приходит на йогу, это правильно дышать. Конечно, легче всего научить йоге через физическое тело, потому что человек больше всего себя с ним отождествляет. Но если человек во время физических упражнений не будет правильно дышать, то от этих физических упражнений будет больше вреда, чем пользы. Уравновешенность нервной системы и сбалансированность  обменных процессов будет тогда, когда вдох и выдох станут одинаковыми по времени. Обычно люди дышат неправильно, поэтому мне приходится уделять много времени вопросам дыхания, поскольку это самое важное. Я хочу, чтобы после занятий люди выодили с пониманием того, как нужно использовать дыхание, чтобы уравновесить свое состояние. Эффект наступает очень быстро.


 

 

     Из-за того, что современный социум достаточно агрессивен по отношению к человеку, в разных областях тела появляются блоки напряжения.  Зажатость, которая ощущается на психологическом уровне, сразу отражается на дыхании. Обычно вдох происходит относительно нормально, а выдох очень короткий. Человек недовыдыхает, появляется страх что-то отдать окружающему миру, и из-за этого люди не могут быть открытыми и свободными.  Это все работа внутреннего ложного «Я» — эго, которое таким образом учит только насыщению. То, чему приходится в первую очередь человека научить – это выдыхать, расслабляться, не бояться отдать, потому что, чем больше человек отдаст, тем больше он получит. Этот закон работает сразу же, на первом занятии.

     Человек еще неправильно дышит из-за переедания — постоянно набитый желудок снизу поджимает легкие — из-за этого не получается полного вдоха. Но это уже вторая проблема — человек не только не может нормально выдохнуть, он еще и вдохнуть нормально не может.

     На мой взгляд, бытует совершенно абсурдное мнение, что есть дыхание «грудное женское» и «брюшное мужское». Человек дышит легкими, дыхательные органы у мужчин и у женщин практически одинаковые. Полное дыхание достигается, когда легкие не сжимаются округленной спиной, а снизу не поджимаются переполненным животом, тогда человек может спокойно дышать. Такое дыхание называется полным йоговским дыханием или бутылочным методом или методом кувшина — когда вдох наполняет легкие снизу доверху, а выдох опустошает сверху донизу. Как вода наполняет сосуд и выливается из него. Это первое, чему нужно научиться.

     Дальше, когда человек уже может уравновесить вдох и выдох, чтобы они были одинаковыми по времени, появляются такие промежуточные стадии, как остановка дыхания после вдоха и после выдоха. Теперь дыхание можно использовать как процесс очищения. Во время выдоха мы выдавливаем воздух наружу и точно также в обратную сторону происходит вдавливание кислорода в кровь через альвеолы. Если мы глубоко выдыхаем, то освобождаемся от продуктов распада, от токсинов, от блоков. Это самый эффективный процесс очистки организма на клеточном и на психическом уровне. Поэтому в качестве очистительного дыхания рекомендуют делать выдох в два раза длиннее, чем вдох.

     Я веду отдельные занятия по пранаяме, на которых мы дышим отдельно без асан, потому что многие после асан не всегда способны качественно дышать (попросту  устают), а эти аспекты практики обязательно нужно осваивать. На подобных занятиях мы осваиваем основные  пранаямы. Схемы бывают разные, но, как правило, мы выполняем уравновешивающие пранаямы, потом насыщающие и распределяющие. Если у кого-то есть проблемы со здоровьем, я даю рекомендации, на что нужно обратить особое внимание.

Какие бывают противопоказания к занятиям пранаямой?

     Украина занимает одно из первых мест в Европе по сердечно-сосудистым заболеваниям – нет достаточно эффективных медикаментов, плюс низкий уровень физической активности. Для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, как правило, противопоказаны задержки дыхания. Даже здоровым людям, которые считают себя тренированными, задержку дыхания нужно делать очень осторожно и под наблюдением учителя.

     Вообще, пранаяма – это один из способов нормализовать работу сердца, потому что сердце работает в ритме дыхания. Если мы можем менять режим дыхания — мы можем регулировать работу сердца.

     На мой взгляд, первое, чему учит йога – правильно дышать во время практики. Только потом можно учиться пранаяме. Но сначала, мне кажется, нужно научить человека Сурья Намаскар – связывать движение с дыханием. В этом динамическом режиме работает сердце, хорошо тренируются все кровеносные сосуды, вся гладкая мускулатура. Уже потом, умея правильно дышать, мы приступаем к освоению статических асан, которые имеют более мощное воздействие на нервно-психическом уровне. И только после того, как человек утверждается в асанах, можно предлагать пранаяму.

Анатолий Зенченко – двукратный чемпион мира по йога-спорту в дисциплине «артистик-йога-спорт»… Или даже трехкратный… Впрочем, это не важно…

Вопрос о пранаяме. Как работают техники? Насколько они важны для начинающих? Существует очень много разных мнений. Некоторые с самого начала вводят в практику дыхательные техники, некоторые говорят, что это можно делать только после основательного освоения асан.

Как у тебя самого это происходило?

     Сам я пранаямы начал дышать не сразу, а через какое-то время. Но тогда не было так много информации. Я брал самую простую пранаяму и дышал ее каждый день на протяжение нескольких лет. Критерием ее освоения было то, что она начинала работать.

     Несколько лет назад я считал, что я хорошо разбираюсь в пранаяме. Но, как известно, чем больше занимаешься, тем больше понимаешь, что копать и копать. Так что сейчас я не считаю, что я знаток в области пранаямы и что я все об этом знаю и все умею.

     Если говорить о том, как нужно преподавать пранаяму, то спектр техник очень широкий. Есть очень простые пранаямы. Даже такая простая техника дыхания, как Нади-шодхана-пранаяма, рабочая, причем она универсальна, потому что ее суть — сбалансировать энергоструктуру. Но изначально нужно человеку дать понимание того, что такое пранаяма, зачем она нужна, как с ней работать. Был у меня такой случай, когда один ученик спросил, можно ли во время пранаямы что-нибудь делать — ну, например, стихи учить или читать их, зачем, мол, десять минут сидеть и ничего не делать, надо же как-то эффективно использовать время. Я ему долго пытался объяснить, что моего внимания порой не хватает, чтобы в течение 10 минут просто дышать. Но, наверное, я так и не смог ему объяснить. Поэтому вначале очень важно дать понимание того, что такое пранаяма, зачем она нужна и как ее использовать.

     Обычно я даю пранаямы в начале и в конце тренировки. Сначала это простая пранаяма, которую я даю с одной целью — когда все дышат одинаково, то попадают примерно в одно резонансное состояние. И уже становится не важно, кто чем занимался до тренировки, и кто в каком настроении пришел.  Я получаю некое исходное состояние, с которого мы стартуем. Наверное, это не есть «заниматься» пранаямой, потому что заниматься пранаямой – это нарабатывать инструмент. Существует время, когда мы нарабатываем инструмент, и время, когда мы его используем. В начале тренировки -это, скорее, использование инструмента. А бывает ситуация, когда мы садимся, я объясняю какие-то нюансы, мы дышим, потом мне задают вопросы, мы их обсуждаем, потом опять дышим. Тогда идет наработка пранаямы.

     По поводу задержек дыхания. Я считаю, что на ранних этапах практики не нужно работать с задержками. Работа с задаржками – это работа с бандхами.  Если мы не научились работать с бандхами,  мы не умеем контролировать энергию. Тогда это уже не пранаяма, пранаяма – это контроль над энергией. Либо ты ее контролируешь, либо ты, как мартышка с пулеметом, не знаешь, где кнопка спуска и стоит ли пулемет на предохранителе. Ты что-то делаешь с энергией, но ты не понимаешь, что ты с ней делаешь.

А что происходит при задержке и почему это может быть опасно?

     Когда мы делаем паузу на вдохе и на выдохе, нужно уметь работать с бандхами. Если мы умеем работать с бандхами правильно, то мы правильно запаковываем энергию внутри и умеем ее контролировать: направлять и удерживать. Если человек просто делает задержку,  и делает ее неправильно, то энергия собирается не там, где нужно, т.к. дыхание очень тесно связано с энергией. Также неправильная  работа с задержками приводит к повышению давления в грудной клетке (часто это сигнализирует о проблемах с вишуддхой), а это ведет, соответственно, к эмоциональной неуравновешенности, может возникнуть депрессивное состояние. Также это ведет к  повышению внутричерепного давления.

     Поэтому вначале нужно просто научить людей ровно дышать. Это простые пранаямы без задержек. Когда человек в процессе практики научится работать с бандхами, тогда можно работать с задержками. Только не нужно никуда спешить. Есть техники для всех, а есть техники для тех, кто реально с этим работает, кто готов тратить на это время и развиваться в этом. Раньше я считал, что это глупость и жадность преподавателя, что он не дает какие-то техники, а сейчас я понимаю, что если давать сложные техники людям, которые не работают с этим регулярно или не тратят время на отстройку инструмента, то последствия могут быть плачевными — человек просто вред себе нанесет.

     Есть йога на уровне поп-культуры, то, что для всех – это одна йога, а есть йога для тех, кто положит десять лет на практику и в итоге будет ее преподавать, потому что для них это смысл жизни. Для них другая йога и другие расклады, другие техники и другие пранаямы. Вот и все.

Денис Зикеев, ну, это – просто ходячий дZEN, причем самый, что ни есть исконно славянский…

     Если понимать пранаяму в буквальном смысле слова, то мы рискуем уйти в очень обширную тему управления энергией, что совсем не обязательно связано с дыханием. Но, я так понимаю, речь именно о дыхательных практиках. Мне, честно говоря, довольно сложно оторвать дыхание от всего остального. У меня такого нет, что вот сейчас я делаю пранаяму, а сейчас асану. Человек дышит все двадцать четыре часа в сутки, и все двадцать четыре часа его тело находится в каких-то положениях. Если дыхание и положение тела способствуют накоплению и трансформации энергии, значит речь уже идет о пранаяме и об асанах. Так почему бы все время не дышать так, чтобы это было не впустую? Почему бы каждое движение не делать так, чтобы при этом происходила прана-яма? Ведь во время тренировки это происходит естественным образом. Нужно только проследить, в чем причина такого эффекта асан и дыхания в них, то есть, что вы конкретно делаете в самих себе для того, чтобы состояние сознания так явно менялось.

Ты за естественный процесс работы внимания?

     Я за то, чтобы йога в целом, и дыхательные техники в частности, не превращались из живой практики в обряды и ритуалы. Я на своих семинарах часто наблюдаю такую картину: даешь людям задание дышать естественно, не делая при этом ничего лишнего, только наблюдать за свободным процессом дыхания и все. С ходу почти никто не справляется. Все начинают что-то в себе «делать» и при этом концентрировать внимание, короче, дышать совершенно противоестественно. Это как в притче про сороконожку: когда ее попросили объяснить, как ей удается не путаться в ногах, она не смогла больше сделать ни шагу. Приходится придумывать всякие изощренные ходы, чтобы только научить людей дышать естественно и сохранять осознанность. А ведь это база, без которой все остальные пранаямы не имеют смысла – какой толк делать технику, если не чувствуешь, что при этом происходит, если не знаешь даже, что происходит при обычном вдохе и выдохе. Вот на это я и делаю основной упор — именно на то, как развить такую чувствительность, при которой инструменты «чувствования» не вторгаются в сам наблюдаемый процесс, не лишают его естественности. А по поводу применения конкретных пранаям я пока ничего сказать не могу.

Сергей Сидорцов (Рыба) – воистину, монстр отечественной йоги, отец-основатель Черниговской школы, известной далеко за пределами…

     Дыхательный процесс связан с поступлением воздуха в легкие,  использованием дыхательного аппарата и всего, что с ним связано. Но при повышении осознанности к восприятию вдыхаемых элементов появляется ощущение, что мы непосредственно начинаем дышать Праной — самой тонкой биологической субстанцией в мире. Процесс дыхания воздухом постепенно переходит в процесс дыхания Праной. Та, в свою очередь, распределяясь по многочисленным тонким каналам тела, заполняет и очищает их. Происходит процесс выравнивания и очищения Пранического тела, синхронизируется работа полушарий мозга, успокаивается и расслабляется Ум. Из-за энергетического равновесия и умственной сосредоточенности на внутренних процессах растяжения и удержания дыхания чувства постепенно отключаются от внешнего мира и «сворачиваются» вовнутрь, наступает состояние Пратьяхары.

     У практикующего появляется первый опыт «разворачивания Взгляда вовнутрь». Наше взаимоотношение с внешним пространством формировалось на протяжении многих поколений, наши Умы, наши чувства, наши Силы были направлены вовне. Приобретались определенные наработки как это делать. А тут — Стоп! Мы смотрим в другую сторону… и для того, чтобы начать двигаться в этом направлении, в каждом нашем активном действии, начиная от зарождения мысли и заканчивая движениями тела, нужно видеть внутреннее нигилирующее действие…  Начинается тонкий процесс внутреннего отслеживания и обучения, приобретение абсолютно нового опыта осознания Осознающего. Но это уже обучение за счет неподвижности внутреннего состояния ко всевозможным ухищрениям и проявлениям блуждающего Ума.

     Пранаяма успокаивает и выравнивает энергии дыхания. Состояние Ума и состояние дыхания – это две стороны одной медали. Спокоен Ум -  спокойно дыхание, спокойно дыхание – спокоен и Ум. Этот рабочий принцип лежит в основе практики Пранаямы. При помощи его, через Пранаяму, садхака добирается до высших состояний Йоги.

     Сейчас я говорил о практике пранаямы уже как об отдельной практике. Когда тело уже выстроено, хорошо проработана грудная клетка, человек может ровно сидеть – т.е. когда есть определенная базовая подготовка асанами, человек может подходить непосредственно и полноценно к практике дыхания.

А если наоборот? В последнее время я увлеклась дыхательными техниками и пришла к тому, что вообще гнуться не хочется и не нужно, состояние очень быстро набирается. Это наверное тоже неправильно?

     Должна присутствовать определенная гармония. Если на уровне физического тела у нас есть определенные перекосы, то при помощи пранаямы это будет сложно выравнять. Если  мы, грубо говоря, в левую сторону очень хорошо наклоняемся, а в правую вообще не можем наклониться, то однозначно, есть смысл наклоняться в правую сторону. С грубым работать грубым – с телом работать при помощи тела. Когда уже баланс передней и задней, правой и левой половины тела будет выстроен, будет некая гармония, тогда есть смысл делать пранаяму и увеличивать ее – уделять ей больше времени. Хотя, какие-то начальные пранаямы, связанные с осознанием дыхания, ощущением этого процесса есть смысл делать буквально после первого полугода практики.

По поводу продолжительности. Получается, что выстраивая тренировочные занятия, тяжело рассчитать время или выделить час или полчаса сугубо на дыхательные техники. Есть ли пранаямы, которые являются короткими и полноценными – на 10-15 минут. И вообще, какое время надо уделить этой практике?

     Если сослаться на рекомендации Старшего Махараджи Дэва-Даса по  линии Дэварахая Бабаджи, то он советует делать пранаямы утром, вечером, днем и в полночь. Он сам их отрабатывал на восходе солнца: солнце поднимается — он сидит, выполняет нади-шодхана-пранаяму и краем глаза видит солнце, пока оно не зайдет за правую бровь и не пропадет из поля зрения. То же самое на закате – он садится, когда солнце появляется с левой стороны и пока оно не заходит за горизонт, он выполняет нади-шодхана-пранаяму. Сначала делается утром и вечером, затем, если появляется возможность, то вводятся дневные и ночные практики. Делается в течение трех лет, как он рекомендует, для того, чтобы хорошо очистить каналы. Если каналы хорошо очищены, тогда более тонкие внутренние процессы, связанные с движением энергии по Сушумне, будут вызывать более масштабный эффект в изменении глубины мировосприятия, осознания.

     Если есть подготовленность к практике пранаямы и есть внутреннее устремление, то эффект от нее настолько сильный, настолько неожиданный, что может измениться судьба человека. Многие ценности, которые мы считали приемлемыми для нас, могут измениться, и практик должен быть готов к этому.

Сейчас даже в медицине становятся популярными дыхательные техники. Какие рекомендации в применении пранаям ты можешь дать людям с подвижной психикой?

     Все очень неоднозначно и индивидуально. Если делаются задержки на вдохе, то возникает состояние, в большей степени похожее на полублаженное. Если человек не может четко сделать по жизни какой-то выбор, остановиться на какой-то цели, схватиться за нее, реализовать что-то конкретное, то задержки на вдохе делать не очень хорошо, потому что для него, наоборот, все цели становятся бесцельными, и он как одуванчик начинает растворяться в таком состоянии.

     Задержки на выдохе запускают обратный процесс  — действие противоположное. Когда человек тупо упирается в какую-то цель, на что-то он запал, то задержками на выдохе он только усугубит свое состояние. Он еще больше поверит в то, что это на самом деле для него необходимо, и будет этого добиваться. Поэтому одинаково относиться к таким людям нельзя. Если методика предполагает для всех делать что-то одно, то у двух различных людей могут быть абсолютно различные последствия.

     Общие рекомендации для людей, страдающих легкими невротическими расстройствами – это растворяющее дыхание, дыхание с акцентом на выдохе, осознанные техники релаксации. Опыт показывает, что люди в таком состоянии обычно не могут расслабиться – они могут позаниматься, но ложатся в Шавасану, и ты видишь, что кто-то головой шатает, кто-то дергается, не могут себя отключить и расслабиться. Если в плане построения комплексов асан, то  рекомендации такие: если чересчур «обезьяний» Ум – то нужно практиковать статические формы с долгим удержанием и растворением дыхания. Тело требует движения, а он стоит на месте. Если наоборот, человек «заторможенный», то ему нужно больше творческой динамики и разнообразных упражнений для того, чтобы задействовать новые зоны, включить новые энергии.

Вячеслав Смирнов – военврач, йогатичер, специалист по йогатерапии… «По совместительству» – чемпион Мира по йога-спорту в дисциплине «ритмик-йога-спорт»…

     Практика пранаямы для меня исключительно интересна, особенно зимой. Зима – самое иньское время года – период наблюдения, размышления и созерцания. В это время моё тело не особо расположено к гимнастическому экстриму. Но я никаким образом не отделяю практику работы с дыханием от практики работы с телом. Перед началом занятий я могу сесть подышать, потом во время практики асан еще интенсивнее подышать, а потом, когда асаны закончились – еще интенсивнее подышать.


 

     Есть некая иерархическая пирамида – структура, которая определяет первичность процессов, их доминанту по отношению друг к другу. В начале этой оси – намерение, ощущение необходимости сделать какое-то определенное действие – условно, придать своему объему какую-то форму. Есть некий образ идеального исполнения этой формы. Дыхание разворачивается как некий внутренний посыл, как реакция на это намерение, импульс реализации этого движения уже начинает вторично двигать тело. Тело начинает следовать за этим импульсом, входить в форму и потом, посредством правильной работы внимания и дыхания, входить в неё ещё глубже, «дораскрывая» и «оживляя» ранее малоактивные области. Эта пирамида (намерение – дыхание – импульс движения) дублирует традиционную цепочку во «внутренних» стилях ушу: воля – энергия – тело.

     Есть очень много всяких различных нюансов, связанных с дыханием. Если говорить о практике асан, то дыхание может выступать как некий универсальный растворитель, наподобие «царской водки», которая растворяет абсолютно все, что находится в теле, поэтому если правильно дышать, то в асане можно добраться до самых глубоких зажимов, самых глубинных блоков, причем не только в теле, но и в сознании. С помощью дыхания можно раскрыть их, выпустить то, что там было, и при этом не просто не потерять освободившуюся заблокированную энергию, а полноценно вовлечь ее в общий круг циркуляции дыхания и внимания внутри тела.

     Если правильно дышать, то тело в асане превращается в некий сгусток, для меня это похоже на клубок ниток. Этот клубок вращается, наматывает на себя множество нитей из окружающего пространства. Вначале он относительно не очень плотный и не имеет правильной формы, но постепенно  становится всё более плотным и всё более круглым.

     Если следовать классическим рекомендациям, то условно дышать нужно носом. Сейчас мне интересно отследить, какое качество создаёт дыхание, в котором так или иначе используется рот – я вышел на то, что традиционное дыхание через нос  в наших широтах – это иньское дыхание. А для того чтобы скомпенсировать и без того чрезмерно  «заиненное» внутреннее и внешнее пространство – некую инертность, непрозрачность, неподвижность восприятия, как раз целесообразно использовать во время дыхательных практик в том или ином виде рот. Там есть огромное количество нюансов, это очень интересная тема, но просто так не расскажешь, это показывать надо. Да и открытых вопросов пока хватает…

     Получается, что дыхание выступает и как механизм высвобождения заблокированной энергии, и как механизм центростремительного стягивания рассеянной вокруг нас энергии к центру, и как механизм балансировки базовых фундаментальных сил в организме человека на всех его уровнях.

     Есть разные типы дыхания, они работают по-разному, это очень большая тема, я сейчас только начинаю ее для себя открывать, поэтому говорить об этом пока что нет смысла, но на самом деле это намного более важно, чем об этом принято думать. Я считаю, что чем больше времени человек посвятил практике, я имею в виду не в день, а на протяжении каких-то лет, тем больше акцент смещается как раз с практики тела на практику дыхания, на балансировку всё более тонких процессов. И тем более насыщенной и эффективной она должна становиться. Мои собственные последовательности, которые я делаю, достаточно компактны и интенсивны, за каких—то минут сорок можно пробрать в теле абсолютно все и загрузить его настолько, что в следующий раз необходимость потренироваться возникнет достаточно нескоро. Но зато все освободившееся время  я могу посвятить более тонкой отстройке посредством дыхания и манипуляций вниманием – тому, что для меня более интересно.

     Можно 20 раз отжаться от пола, а можно отжаться один раз, но при этом вложить в это такое качество внутреннего усилия, которое будет намного более физиологичным, полезным и правильным, чем чисто механическое отжимание. Поэтому фраза о том, что человек занимается уже столько-то лет чем-то, той же йогой, например, мне не говорит абсолютно ни о чём – тренировка тренировке рознь…

     Поэтому классические последовательности — то, как это часто описывается в книгах, что вначале нужно поделать асаны, а потом подышать, а потом еще что-то сделать – для меня это неинтересно, я считаю, что все должно быть в одном. Как чай – мы же не глотаем вначале пакетик с заваркой, а потом не заливаем в себя кипяточек и сахаром сверху тоже не заедаем. Все должно быть одновременно. И чай должен быть правильный. И вода. Если же это не так, то чем тогда отличается такая практика от простой оздоровительной физкультуры? – там ведь на самом деле те же самые принципы.

Как ты относишься к таким современным практикам как холотропное дыхание, реберфинг?

     Я считаю, что это очень энергозатратная практика. За счет длительной гипервентиляции человек получает своего рода мощный энергетический пинок под зад, когда все стимулируется, но при этом этой энергии такое количество, что нормальный человек просто не в состоянии усвоить все. Это далеко не всегда оправдано. Достаточно вспомнить, например, о том, что нам всем отпущена некая определённая сумма дыхательных циклов или некая суммарная длина дыхательной струи. Если верить, конечно, классикам йоги…

     Практика йоги намного более физиологична и полезна. У меня был такой опыт, когда после одного семинара ребята, которые прошли более десятка сессий холотропного дыхания и ребефинга, пригласили специалиста, им было интересно после семинара подышать еще и так. Приехала женщина-инструктор, которая уже много лет занималась такими практиками, провела очередную сессию, но в итоге все закончилось тем, что никто не переживал заново собственные роды, никто не рыдал, не кричал, все было абсолютно спокойно, без истерик. Инструктор потом призналась, что такой спокойной сессии у нее еще в жизни не было, с её слов, мы качественно позанимались перед ее приездом. Поэтому я считаю, что йога — намного более корректная физиологичная практика. И если свободно, творчески использовать техники йоги, то можно добиться, мягко говоря, ничуть не меньших результатов, и более корректно по отношению к самому себе. Можно выпить молока, съесть селёдки, закусить мариноваными огурцами с колбаской и для верности глотнуть пургена, а можно просто сделать шанкх-пракшалану чистой подсоленной водичкой. По-моему, разница примерно та же.

На своих тренировках ты отдельно учишь людей дышать?

     Я всю тренировку учу людей правильно дышать и правильно не дышать. Правильно двигаться и правильно не двигаться. Правильно фокусировать внимание и правильно растворять концентрацию. Внимание, дыхание и правильная динамика тела – это то, что должно быть отстроено в первую очередь. Человек может быть каким угодно негибким и его физиологические возможно допустимые границы могут быть абсолютно небольшими, но то, что касается правильной балансировки внимания и дыхания — эти возможности беспредельны, причем это как раз и является самым важным.

Андрей Сидерский – ноу коммент…

     Пранаяму имеет смысл использовать только с асаной, потому что только в результате практики асан можно прийти к «пониманию и знанию телом» того, что такое пранаяма и как с ней обращаться. Современные дыхательные гимнастики хорошие, они работают, все в них неплохо, за исключением одного – они не ведут к развитию. Они дают какую-то возможность «прорваться» сквозь что-то, если речь идет о борьбе за здоровье – человек пробирается сквозь некий комплекс проблем, но через некоторое время на него вываливается следующий комплекс еще более заковыристых проблем. Если речь идет о развитии сознания и способности его контролировать, то человек получает информацию о том, что в нем есть, в ней вязнет и не знает, что с ней делать. Есть очень много красивых сказок, но когда вы начинаете рассматривать конкретные случаи, оказывается, что отдельное использование пранаямы не дает результата в плане комплексной настройки инструментов, данным нам Природой или Богом, чтобы получить максимально эффективный результат в плане самосознания и творческого взаимодействия с миром.

     Асана и пранаяма – это вещи, которые вообще неразделимы. Попытка оторвать одно от другого, это все равно как вытащить из тела сосудистую систему и попытаться сделать так, чтобы отдельно действовало тело без сосудистой системы и сосудистая система без тела. Нонсенс. Точно так же с пранаямой и всей остальной практикой.

     Пранаяма возникает в результате правильной практики асан, она в нее встроена изначально. И когда человек начинает чувствовать свое дыхание в асане, он понимает, как дыхание связано с общей энергетизацией организма, как оно действует, как управление дыханием позволяет управлять распределением энергиии в теле. Прана-яма – обуздание силы, обуздание энергии, управление. И только тогда пранаяма может выделиться в отдельную практику, но не как оторванная от асаны, а как встроенная в какую-то неподвижную форму. Так происходит, потому что «гимнастическое» движение становится на каком-то этапе временно ненужным, поскольку внешнее движение уже качественно перешло во внутреннее движение, и человеку нужно, наоборот, собрать внимание для того, чтобы научиться управлять внутренним движением – движением более тонким, чем «физкультура». Если этого нет, если человек просто начинает выполнять дыхательные упражнения, и думает, что из этого что-то получится, то что-то получиться может, но это «что-то» будет абсолютно непредсказуемым, неконтролируемым и неуправляемым, и в подавляющем большинстве случаев так и происходит.

     Очень редко  пранаяма дает положительный результат в отрыве от асан, и то – только тогда, когда тело либо «правильно» проработано другими практиками, либо генетически предрасположено к такому подходу. Но это точно так же, как есть отдельные индивиды, которые могут сразу начинать управлять мозгом, но таких насчитывается один на тысячу тысяч. У них либо в результате генетического отбора тело уже получило нужное состояние для этого, и органы всей системы и энергетическая система может справиться с требованиями, предъявляемыми изменениями состояния сознания, либо ничего не получается. Точно также в пранаяме – очень редко случается, что пранаяма может сразу получиться. Такие люди это чувствуют. Они не приходят в школы, где их учат пранаяме – им это не надо. Они просто по жизни инстинктивно правильно начинают дышать, и начинают чувствовать, как с помощью дыхания можно управлять силой, и с помощью силы можно управлять дыханием, и как это друг с другом взаимодействует. Но опять-таки, некоторые из тех, кто так начинают, потом все равно приходят к тому, что без асаны лучше в эти игры не играть.

В оздоровительных дыхательных методиках еще говорится о том, что современному человеку крайне необходимо учиться делать задержки дыхания. Они очень полезны. Так ли это?

     Да, делать задержки полезно. Но все-таки, ткани организма должны получать импульсы и стимулы к правильному и эффективному использованию потенциала задержки, и никаким другим способом кроме банального напряжения, растяжения и движения это не может быть достигнуто. Мышцы, сухожилия, кости не могут использовать функциональный потенциал дыхания и кровообращения, если они сами не находятся в функционально-оптимальном состоянии. Это совершенно очевидно. Это все равно, что в ветхой разваливающейся избе с убитой проводкой пытаться ставить мощные потребители, подводить высокое напряжение. Закончится это, вероятнее всего, пожаром. Ну, в лучшем случае сгорит проводка, и все погрузится во тьму.

Какие ты можешь дать рекомендации начинающим с точки зрения включения элементов пранаямы в практику асан?

     У меня рекомендация одна – забудьте о пранаяме вообще. Делайте асаны, исследуйте свое тело, исследуйте направление движения, делайте его более гибким, работайте с растяжкой, со статическим напряжением, с динамикой в асане, и тогда пранаяма случится сама собой. Просто в какой-то момент вы обнаружите, что вы понимаете, как дышать в асане, как  пользоваться дыханием для управления внешним и внутренним движением. А оттуда уже недалеко до того, чтобы выделить дыхание в отдельный управляемый класс и понять, что кроется в тех схемах пранаям, которые описаны в классической литературе. Это не просто дыхательные упражнения, там кроется определенный способ нажимать на вполне определенные «физиологические кнопочки». И когда человек согласно предписанию просто тупо дышит на восемь счетов одной ноздрей, делает задержку на тридцать два счета и потом выдыхает на шестнадцать счетов другой ноздрей, делает задержку… ну, и так далее, то, в конце концов он в принципе может понять, что это за «кнопочки» и где они, но прежде пройдет очень много лет. За это время он будет иметь очень много неприятностей, многие из которых вполне способны привести если не к летальному исходу, то, по крайней мере, свести на нет всю эффективность практики. Если человек делает асану и вдруг понимает, что «здесь нужно остановиться и этой ноздрей подтянуть для того, чтобы вот этот контур включить, чтобы здесь наполнить, а потом нужно закрыть нос и сделать мула-бандху для того, чтобы собрать все это посередине и перекинуть в другую сторону, а потом выдохнуть для того, чтобы прокачать другую сторону, а потом втянуть живот для того, чтобы собрать опять себя посередине и освободить место для следующего цикла», и когда он это сделает осознанно, на основе текущих моментальных ощущений, возникающих в практике асаны, это будет совершенно другой расклад.  И такой путь, как это не парадоксально, значительно короче и быстрее. Ну, конечно, асаны для этого нужно делать правильно. Для того, чтобы делать их правильно, нужно знать, как они делаются, и на какие ощущения в процессе их выполненния имеет смысл обращать внимание. Поэтому основная рекомендация: изучайте элементную базу – асаны по отдельности, изучайте принципы их соединения, отслеживайте, как они действуют на вас, и находите свои способы. Потом, стараясь отслеживать каждое мгновение, что происходит, находите какие-то свои текущие схемы «сегодня на сегодня», и в этих схемах вы найдете пранаяму. Сначала вы найдете свои способы дыхания, потом поймете, что ваши способы дыхания уже давным-давно кто-то нашел и описал,  вы найдете описания, прочитаете, и окажется, что вы понимаете, что в них описано и как оно действует. И дальше какие-то информационные наводки могут быть полезными, чтобы ускорить движение.

!