О мудрах

1. Подобно тому, как вся земля со всем, что есть на ней, с горами и лесами ее, покоится на Повелителе Змей, так же вся практика йоги в основе http://www.libo.ru/uploads/posts/2009-08/1251084022_greb.jpgсвоей имеет кундалини.

2. Когда пробуждённая милостью учителя кундалини приводится в действие и пронзает все шесть лотосов и шесть узлов (препятствий).

З. Тогда и сушумна становится основным током, по которому устремляется прана, и ум освобождается от всех привязанностей, и отступает даже сама смерть.

4. Сушумна, Шуньяпадави, Брахмарандра, Махапатта, Смашана, Шамбхави и Мадьямарга часто используются как синонимы (однако не всегда эти слова передают то же значение).

5. Поэтому следует тщательно упражняться в мудрах для того, чтобы разбудить богиню (кундалини), что дремлет у нижнего входа в Браммадвару (сушумну).

6. Маха-мудра, маха-бандха, маха-веда, кечари, уддияна-бандха, мула-бандха, джаландхара-бандха, випарита-карани, ваджроли и шакти-чалана.

7. Таковы десять великолепных мудр, данных Шивой, упражнение в которых предотвращает старость и (отлагает) смерть, и приобретаются восемь сверхъестественных сил (сиддхи). Мудры – любимые упражнения Мастеров, и даже божественным сущностям они даются нелегко.

8. Их следует хранить в тайне подобно ларцу с драгоценными камнями, и ни под каким видом никому не разглашать, подобно тому, как уважаемая женщина не распространяется о радостях своей интимной жизни.

9. Маха-мудра. Промежностью упрись в левую пятку, а правую ногу выпрями и возьмись за ее ступню обеими руками.

10. Затем, исполнив горловое замыкание (джаландхара-бандха), следует удерживать вайю. В результате кундалини выпрямляется подобно змее, которую ударили палкой.

11. Затем прекращаются действия, связанные с двумя нади (ида и пингала).

12. Затем следует медленно выдыхать; в этом положении не следует выдыхать быстро. Такова маха-мудра, данная великими Мастерами.

13. С её помощью устраняется махаклеша, и даже смерть. Именно поэтому мудрейшие среди мудрых зовут её маха(великая)-мудра.

14. Поупражнявшись в ней сначала с левой стороны, а затем – с правой, йогину следует прекратить упражнение лишь тогда, когда достигнуто равное количество повторений с обеих сторон.

15. Затем для него не существует запретов в пище; даже всё безвкусное приносит ему наслаждение; даже смертельные яды усваиваются подобно божественному нектару.

16. Любые болезни, и чахотка, и проказа, и запор, и увеличение желез внутренней секреции, и несварение, а равно и многие другие, устраняются упражнением в маха-мудре.

17. Таково пояснение маха-мудры, приносящей успех людям. Её следует хранить в тайне и не раскрывать первому встречному.

18-19. Маха-бандха. Уложи левую пятку в промежность, а правую ступню положи на левое бедро. Затем вдохни и прижми подбородок к груди (джаландхара-бандха). Подтяни тазовое дно (мула-бандха) и сосредоточь ум на серединном нади (сушумна).

20. Задержав дыхание в пределах возможного, следует медленно выдохнуть. Поупражнявшись с левой стороны, следует поупражняться и с правой.

21. Некоторые полагают, что шейное замыкание можно не делать, ибо прикладывания языка к верхней десне позади корней передних зубов достаточно.

22. Маха-бандха останавливает направленное вверх движение (праны) во всех нади (кроме сушумны), что, конечно же, приводит к постижению “сверхъестественных” способностей (сиддхи).

23. Маха-бандха эффективно устраняет завязки, обусловленные петлёй смерти, приводит к однонаправленному течению три главных тока и перемещает ум в межбровье (кедара).

24. Маха-веда. Как красота и очарование женщины не приносят плодов в отсутствие мужчины, так же бесполезны маха-мудра и маха-бандха без маха-веды.

25. Сидя в маха-бандхе, йогину следует сосредоточить ум и вдохнуть. Затем следует исполнить шейное замыкание и таким образом задержать дыхание и не выдыхать.

26. Затем положи ладони на землю по бокам и приподними таз и бёдра, и нежёстко ударь зад о землю. В результате вайю перебирается из двух боковых нади в серединный нади.

27. Это также приводит к единению токов ида, пингала и сушумна, что, в свою очередь, ведёт к бессмертию. Когда (в результате предыдущих действий) следует мртавашта (прекращение действия ида и пингала), следует выдохнуть.

28. Упражнение в маха-веде – венец усилий йогина, который приводит к успеху. Упражнение в маха-веде предотвращает старость, седину, телесную дрожь, и потому величайшие из мастеров неизменно в ней упражняются.

29. Эти три мудры следует хранить в тайне. Ибо и старость, и смерть они побеждают, усиливают пищеварительный огонь и приводят к постижению “сверхъестественных” сил (сиддхи).

30. Эти три мудры следует выполнять по восемь раз каждые три часа ежедневно. В результате регулярного упражнения к йогину приходит благо, а нечистоты – устраняются. Даже для тех, кто хорошо тренирован, эти несложные упражнения имеют огромное значение; их следует выполнять в описанном порядке.

31. Кечари. Язык следует повернуть вверх и протолкнуть в носоглотку. Глаза следует направить вверх к межбровью. Это называют кечари-мудра.

32. Результат кечари-мудра приносит лишь после того, как язык (то есть, уздечка, соединяющая язык с железами) подрезается, вытягивается в разные стороны, двигается в разные стороны и таким образом постепенно удлиняется, для того чтобы коснуться межбровья.

33. Подрезать уздечку под языком на толщину волоса следует чистым, отточенным ножом, форма которого напоминает лист травы.

34. Затем язык следует натереть растертой каменной солью. А через семь дней следует подрезать уздечку еще на толщину волоса.

35. Так следует действовать систематически и регулярно в течение шести месяцев. Как минимум шесть месяцев требуется для того, чтобы постепенно перерезать уздечку.

36. Повернув язык вверх, его следует направить в носоглотку. Такова кечари-мудра. Она также известна как вьомачакра.

37. Тот йогин, который хотя бы мгновение удерживает язык в перевёрнутом положении, не подвержен ни воздействию яда, ни болезни, ни преждевременной смерти, ни старости.

38. Тот, кто постиг кечари, не подвержен воздействию ни болезни, ни преждевременной смерти, ни усталости, ни голода, ни сна, ни жажды, ни тупости.

39. Тот, кто постиг кечари, не страдает от болезней, он не связан результатами действий и даже смерть над ним не властна.

40. Мастера называют её кечари-мудра, потому что ум уходит в пустоту, а язык остаётся в носоглотке.

41. Если йогин, исполняя кечари, закрывает верхние ходы в носоглотке перевёрнутым языком, его семя (бинду) не истекает, даже если он заключён в объятиях молодой женщины.

42. Если выделения чандры движутся вниз к тазу, то они снова поднимаются вверх, возносимые силой йонимудры.

43. Тот йогин, который пьёт истекающие выделения перевёрнутым языком, оставаясь неподвижным, побеждает (преждевременную) смерть за пятнадцать дней.

44. Если тело йогина наполнено нектаром, истекающим из чандры, даже яд самой ядовитой змеи не нанесёт ему вреда.

45. Как свет неотделим от огня и как огонь неотделим от фитиля и масла, так же и душа неотделима от тела, наполненного нектаром луны.

46. Тот, кто изо дня в день “ест” гомамса и пьёт амаравааруни – уважаемый член своей семьи. Прочие — позор для клана.

 

* * *

Редкая удача выпадает семейству, в котором йогин рождён, и благословенна та страна, где живёт он. Бессмертно все, что даётся ему. Видящий сущность творения сжигает карму миллиона воплощённых, просто глядя на них, говоря с ними и к ним прикасаясь.

Один йогин стоит тысяч обычных людей, сотни святых и тысячи священников.

Кому дано постичь истину раджа-йоги? Воистину священна страна, где такой живет. Всего лишь глядя на него и ему поклоняясь, поколения несведущих достигают освобождения. Что говорить о тех, кто действительно у него учится? Знающий внешнюю и внутреннюю практику йоги достоин твоего восхищения и моего, равно как и восхищения всех людей на этой земле.

Знай: тот, кто погружается в Осознание Единства единожды, дважды или трижды ежедневно, есть великий Мастер, Богу равный.

 

* * *

47. “Го” подразумевает язык, а его введение в талу (носоглотку) означает “гомамса бакшаана”, и очищает от многих нечистот.

48. “Амаравааруни” – это поток нектара луны, порождаемый теплом, производимым в результате заворачивания языка вверх и размещение его в носоглотке.

49. Если кончик языка йогина непрерывно касается свода носоглотки, и принимает на себя непрерывный поток нектара на вкус соленого, горького, кислого, молочного, масляного или медового, любые недуги и старость отступают, и даже оружие становится бессильным. Он постигает восемь “сверхъестественных” сил (сиддхи), бессмертие, и самые дивные женщины не могут устоять перед ним.

50. Свободен от недугов, и телом силён и гибок подобно стеблю лотоса, и живет долгую жизнь йогин, что вверх язык обратил, и, сосредоточив ум, нектар луны пьёт, который сочится сверху в лотос о шестнадцати лепестках.

51. На вершине горы Меру — серединного тока — скрыт нектар луны. Там находится обитель духа — так говорит мудрый. Там — место слияния трёх токов — иды, пингалы и сушумны — лунного, солнечного и серединного. Подобны трем рекам — Ганге, Ямуне и Сарасвати. Луна источает сущность тела, это ведёт к смерти. Останови истечение. Кечари — лучший способ. Других нет.

52. Свод, в котором сходятся пять токов, есть также источником Знания. Этот свод и есть местом кечари-мудры.

53. Существует лишь одна биджя (священный слог Ом), из которого разворачивается вселенная, и лишь одна мудра — кечари, лишь одно божество – Высшая Реальность, и лишь одно состояние, именуемое истинным просветлением.

54. Уддияна-бандха. Йогины зовут ее уддияна, так как упражнением в этом замыкании прана заключается в сушумне и этим током поднимается.

55. Зовут ее уддияна, ибо привязанная к ней великая птица (прана) стремится вверх непрерывно (по сушумне). Далее поясняю суть замыкания.

56. Переднюю стенку живота над и под пупком прижми к позвоночнику. Такова уддияна-бандха — тот лев, что одолеет слона, имя которому — смерть.

57. Даже если старик по привычке упражняется в уддияне в соответствии с указаниями гуру, он становится молодым.

58. Следует подтянуть к позвоночнику всё, что выше и ниже пупка. Упражняясь в этом, одолеешь (преждевременную) смерть за полгода. Сомнений быть не может.

59. Уддияна – наилучшее из всех замыканий. Утвердись в ней — и освобождение придет само собой.

60. Мула-бандха. Придави пяткой промежность и, поднимая апану, подтяни анус. Такова мула-бандха — корневое замыкание.

61. Подтягиванием ануса апана вайю, движение которой направлено вниз, с силой (но осторожно) обращается вверх. Такова мула-бандха.

62. Пяткой надавливай и сжимай низ ещё и ещё, пока не пойдет она вверх.

63. Восходящий поток — прана, нисходящий — апана, центральная сила — та, что рождает внутренний звук (нада), и поток сексуальной силы (бинду) — всё соединяются в одно. Йога успешна, сомнений нет.

64. Потоки праны и апаны очищены — количество выделений из тела уменьшается. Даже древний старец становится молодым. Такова мула-бандха.

65. Восходящая апана вступает в зону огня. Ветром огонь усиливается, вытягиваясь вверх.

 

!