Йога , как она есть. Денис Зикеев

Денис Зикеев

http://yoga-studio.kharkov.ua/img/denis_zikeev01.jpg

     Йога и другие практики, связанные с управлением энергией и сознанием, в последнее время достигли некоторого критического порога популярности, по прохождении которого они неизбежно начинают обрастать пустой болтовней и лицемерием.

     Лицемерием я называю бытующие мнения относительно практической недостижимости в разумные сроки в разумных условиях способности управлять сознанием так, как об этом говорится в классических текстах по йоге, дзен, даосизму и другим родственным направлениям.

     Состояние ясного сознания и ряд других «сверхсостояний», собирательно именуемых просветлением, становятся морковкой для ишака. Ишак, как водится, изо всех сил бежит за этой морковкой, не приближаясь к ней ни на шаг. Лицемерие заключается в том, что в случае с «популярной» практикой мы, конечно, догадываемся, что такими методами никогда не достигнем того, к чему якобы стремимся.

     Еще одна проблема, возникшая при достижении критического порога популярности йоги, заключается в том, что, вообще, не совсем понятно, что из всего того, что подается под «брендом» йоги можно считать йогой, а что нет.

     Было бы некорректно и бессмысленно говорить, что «вот это настоящая йога, а вот это не йога». Я бы провел параллель с единоборствами. Все их можно условно разделить на три типа: спортивные, оздоровительные и боевые. У каждого направления свои цели и критерии. Если в спортивных единоборствах основной упор делается на зрелищность, на следование определенным правилам, а в оздоровительных системах, соответственно, на улучшение состояние организма, то у боевых школ совсем другие цели. Об «оздоровлении» в условиях реального боя говорить не приходится, да и зрелищностью поединки на выживание обладают весьма сомнительной.

     Хотя, конечно, в чем-то эти направления пересекаются. Например, одним из необходимых навыков «специалиста по выживанию» является умение эффективно влиять на работу своего организма. Однако условия и тренировочные нагрузки, при которых это умение нарабатывается, являются слишком высокой ценой для обычного человека. К тому же, в экстремальных практиках очень велик отсев тех, кто по разным причинам не смог достичь результата.

     В йоге имеет место нечто подобное. Я бы выделил два основных направления, включающие в той или иной степени техники йоги: (1) йога-терапия и (2) собственно йога.

     Йога-терапия – это технология приведения организма в состояние, позволяющее человеку использовать максимум своих потенциальных возможностей для решения конкретных жизненных задач, то есть, по сути, для наиболее эффективного и полноценного проживания своей жизни.

     Говоря проще, йога-терапия позволяет держать организм в состоянии, субъективно ощущаемом как тонус или энергетический подъем. При этом повышается сопротивляемость организма заболеваниям, и, как следствие, общей гармонизации психофизической системы, повышается устойчивость психики ко всевозможным стрессам.

     По большому счету, то, что обычно принято называть йогой, скорее являет собой йога-терапию. Лечение же заболеваний путем применения йогических техник – это далеко не вся йога-терапия, а лишь частное применение некоторых техник йога-терапии. Йога-терапия в целом является технологией, требующей регулярной практики в режиме определенным образом отстроенных тренировок.

     Надо сказать, что правильно преподаваемая и практикуемая йога-терапия практически не вмешивается в сознание человека. Во всяком случае, не меняет структуру его личности, не влияет на способ осознавания себя и мира вокруг. Повышая качество, ясность и чистоту осознавания, йога-терапия не изменяет сам его механизм.

     Если же практика йога-терапии приводит к глубинным изменениям в сознании практикующего, то можно говорить о неправильно отстроенной практике, потому как нормальному человеку, решившему посредством йоги поправить здоровье и привести в гармонию свое психофизическое состояние, совершенно ни к чему те психоделические эффекты и экзистенциальные перегрузки, которые возникают при вторжении собственно йоги в его «Я».

     Причиной таких ошибок часто является весьма туманное представление о целях и средствах йоги, а также ставшее массовым увлечение книжно-эзотерической романтикой.

     Йога начинается с вопроса «зачем». Дело в том, что в отличие от йога-терапии, практика йоги приводит к необратимым изменениям в сознании, внутреннем мире и, как следствие, в жизни практикующего. Поэтому прежде, чем ставить все это на карту, имеет смысл хорошо задуматься о том, соизмерима ли эта цена с тем, чего вы хотите в результате достичь.

     Для того, чтобы решиться встать на путь йоги, желательно представлять себе то, что ждет вас на этом пути. По крайней мере то, что вообще можно себе представить. Поэтому, мне бы хотелось прояснить ситуацию, развеяв некоторые мифы о йоге.

      Часто говорят, что путь йоги – это путь воина. Это действительно так, однако романтизм и поэтичность этого образа порождают неправильные представления о его сущности. Образ воина, как правило, ассоциируется с неким супер-героем, облаченным в сверкающие доспехи безупречности, путь которого являет собой череду побед над собственными несовершенствами в бесчисленных «вызовах» жизненных ситуаций. Однако это не совсем так.

     Реальный путь воина – это далеко не гордое шествование в сверкающих доспехах. Это, скорее, отчаянное перемещение ползком по уши в грязи, когда каждое движение тела, особенно на начальных этапах, отзывается болью предыдущих ранений и страхом последующих. А потом все то же самое, только уже не так больно и не так страшно, потому как сознание в целях исключительно самосохранения просто начинает избавляться от «того, кому больно» и «того, кому страшно», то есть, от собственного эго.

     Путь йоги – глобальная переоценка ценностей и полный уход за пределы добра и зла в пользу только лишь практической необходимости, обусловленной текущей ситуацией. Причем вы сами тут ничего не решаете. Сознание само перестраивает себя, и эти изменения вы обнаруживаете только в тот момент, когда в очередной критической ситуации поступаете вопреки самому себе, вопреки своим личным предпочтениям. И каждый день, без исключения, вы начинаете все сначала и заново учитесь жить.

     В фильме «Матрица» есть момент, когда главного героя отключают от матрицы, и он, голый и беспомощный, безвольно несется по стоку в неизвестном направлении, после чего начинает тонуть в жидкости сомнительной природы без всякой надежды на спасение. И только в самый последний момент луч прожектора рассекает кромешную тьму, и неизвестные силы вытаскивают героя в «реальный мир», от которого его первое время регулярно выворачивает наизнанку. В таком вот ключе происходят все изменения в сознании того, кто практикует путь воина, причем не один раз, а перманентно.

     И, как в любой войне, рано или поздно вы в конце концов понимаете, что сама эта война не имеет никакого смысла. Вы понимаете, что все ваши многолетние старания оказались пустыми, а цели — иллюзорными. В этот момент для вас заканчивается путь войны и начинается путь мира. Однако этот переход настигает вас все там же – в состоянии перемещения ползком по уши в грязи. Вам ничего не остается, кроме как двигаться в том же духе дальше, потому как назад дороги нет, а пройденный путь войны уже необратимо изменил вас.

     Окончательно утратив смысл своих действий, вы начинаете оглядываться по сторонам, и замечаете красоту мира вокруг. В первую очередь красоту мира в непосредственной близости от вас. То есть, в случае воина – красоту насекомых, копошащихся в грязи рядом с вами, красоту кустов, под которыми вы ползете, красоту снега, падающего вам за шиворот.

     Опять же, такой поворот событий происходит не по вашей собственной воле. Дело в том, что пройденный «путь войны» измотал ваше тело, а психика стала жестко-упруго-безразличной, что в целом, кстати, изрядно подпортило вам характер, хотя вы, естественно, пытаетесь оправдать это присущей вам, как вы считаете, отрешенностью. И тогда ваше сознание, по-прежнему в целях самосохранения, переключает работу психофизиологии в режим «вселенской любви».

     »Вселенская любовь» на фоне утраты смысла всяких устремлений превращает вас на время в блаженного идиота, способного часами разглядывать муравьев и обниматься с деревьями. Чувства красоты и любви начинают буквально «рвать вас на куски», на что, естественно, сознание реагирует еще большим подавлением и растворением «того, кто чувствует», то есть вашего эго, а, еще точнее, того, что вы считаете «собой».

     В результате вы приходите к истинной отрешенности, когда одновременное сочетание нечеловеческих любви и трезвости дает состояние пустоты-вбирающей-сразу-все.

     Теперь, оглянувшись по сторонам, вы обнаруживаете, что ваша психофизиология изменилась настолько, что для поддержания элементарной социальной адекватности вам приходится прилагать серьезные усилия. И вы снова начинаете все сначала и заново учитесь жить.

     Поначалу вы пытаетесь просто внешне соответствовать образу и поведению нормального человека. Кое-как вам это удается, хотя и с большим трудом, в силу того, что вы уже попросту забыли, в каких случаях нормальные люди радуются, а в каких расстраиваются. Однако очень скоро вы убеждаетесь, что такой метод неполноценен, потому как внешние проявления, не подкрепленные внутренним наполнением, являются ложью. Эта ложь заметна окружающим, а, кроме того, она начинает отравлять сознание изнутри.

     Понимая все это, вы начинаете пытаться выработать естественные нормальные реакции на бытовые ситуации. На этом пути вы сталкиваетесь с серьезной проблемой – многие ситуации, с точки зрения нормы, подразумевают рефлекторное реагирование. У вас же эти рефлексы успели исчезнуть, и вы, как собака Павлова, снова учитесь пускать слюну, когда загорается лампочка.

     Если вам удается вернуть себе большую часть нормальных человеческих реакций, вы вдруг обнаруживаете, что вернулись к тому, с чего начали, и теперь вы просто нормальный человек, со всем букетом психологических проблем, которые, впрочем, в нормальном обществе считаются естественными и даже неизбежными. Вы понимаете, что хоть весь ваш пройденный путь и не имеет смысла, нормальное человеческое эмоционально обусловленное существование кажется вам на несколько порядков более бессмысленным.

     Вам становится тесно в самом себе, вы не знаете, куда от этого деться, и сознание, применяя накопленные навыки, снова переходит в состояние отрешенности, отсекая эмоции, и возвращая вас на шаг назад.

     Теперь вы понимаете, что подстраиваться под социум смерти подобно, и начинаете пытаться социум подстроить под себя, вернее, ту его часть, с которой вы тесно связаны. Поначалу, благодаря опыту пути воина, вам это довольно легко удается. Вы кардинальным образом перестраиваете жизнь вокруг себя. Ощущение собственной силы делает вас слепым, и вы слишком поздно понимаете, что ваши представления о развитии ситуации вокруг вас содержат массу внутренних противоречий, и теперь вы уже натыкаетесь на собственные ошибочные намерения, которые продолжают реализовываться, еще более усугубляя ситуацию.

     Под натиском обстоятельств вы начинаете задумываться о том, чего же вы хотите на самом деле. Постепенно к вам приходит понимание того, что социум в своем естественном виде – явление сбалансированное и не требующее особых вмешательств. Вы также начинаете видеть те ключевые точки в социуме, минимально воздействуя на которые можно более-менее гармонично наладить свое с ним взаимовыгодное сосуществование.

     Однако, вы по-прежнему находитесь в сложной ситуации, являющейся следствием попыток переделать мир вокруг в соответствии со своими представлениями. И еще пару лет вы тратите на то, чтобы нейтрализовать и компенсировать свои прежние намерения и выпутаться из собственных полуреализованных планов.

     И только более-менее покончив со всем этим, вы приходите к стабильному гармоничному состоянию, когда ваши внутренние побуждения просты и чисты, а внешние проявления полностью соответствуют тому, что внутри. Ваш образ жизни соответствует вашей предрасположенности, и все это берет начало и теряется во вбирающей-все-пустоте.

     Пройдя весь этот путь, вы обнаруживаете, что хоть ваше сознание и изменилось очень во многом, это лишь небольшая часть его потенциальных возможностей, и вы начинаете все сначала, правда, с учетом опыта допущенных ошибок. Конечно, нет никаких гарантий, что вы вообще благополучно завершите хотя бы один цикл внутренней трансформации, и до конца жизни не застрянете в одном из кризисных состояний.

     Возможно, есть и менее экстремальные пути, однако о них мне ничего неизвестно. Кроме того, у меня есть все основания полагать, что их в принципе не существует. Это связано с тем, что начиная практиковать йогу, вы являетесь стопроцентной личностью, то есть, осознаете себя и действуете только на личностном уровне.

     Начиная практику с личностного уровня, вы допускаете одну из основных ошибок – пытаясь развить и усилить сознание, вы на самом деле развиваете и усиливаем личность, то есть, идете в противоположном направлении. Если практика эффективна, личность растет как на дрожжах, что воспринимается вами как прогресс.

     Действуя на уровне личности, усиленной практиками, вы теряете естественную адекватность и  неосознанно загоняете себя в ситуацию, в которой в вашей жизни начинается «экстрим», приводящий к пробуждению более глубоких уровней сознания, которые, не имея другого выхода, просто блокируют личность, переключая контроль на себя. И только в этот момент вы понимаете, к чему на самом деле стоит стремиться, однако начавшийся «экстрим» не думает прекращаться со всеми вытекающими последствиями, о которых шла речь выше.

     Другими словами, экстремальные ситуации – это наиболее естественные условия пробуждения более глубоких уровней сознания. По большому счету, йога – это лишь путь провокации изменений сознания. Личность никогда по собственной воле не отдаст контроль и самоосознание каким-либо другим аспектам вашей сущности, и вы, будучи личностью, просто не в силах что-либо сделать с собой в этом направлении. Все, что от вас зависит – это создать в себе такие условия, при которых внеличностные аспекты сознания сами заберут себе контроль и станут вами.

     Естественно, «экстрим» у каждого свой. Для кого-то это ситуации, связанные с риском для жизни, для других – это просто крайне дискомфортные бытовые моменты, либо обстоятельства, посягающие на личностные ценности. Как бы там ни было, если вы искренне хотите достичь успеха в йоге, вы окажетесь в ситуациях, в наибольшей степени соответствующих разрушению эго и выходу на более глубокие и тонкие механизмы.

     Еще один специфический момент в практике йоги связан с тем, что в повседневной жизни основным и доминирующим инструментом сознания у вас является интеллект и рациональное мышление. В йоге же необходимы совсем другие операционные механизмы сознания. Поэтому у вас нет ни малейшей возможности составить какую-то схему практики, не говоря уже о системе. Более того, у вас нет инструмента для того, чтобы проанализировать успешность практики и построить некую стратегию дальнейших действий. Единственное, чем вы можете руководствоваться – это внутреннее чутье и искренность намерения измениться.

     Если вы, практикуя йогу, сразу откажетесь от использования привычных способов управления ситуацией, «чутье» разовьется гораздо быстрее. Причем интеллектом все равно придется пользоваться для взаимодействия с социальным миром вокруг, иначе вы рискуете утратить социальную адекватность и, опять же, скатиться в глубокий социальный «экстрим».

     Если вы готовы ко всему этому, если в вас живет то, ради чего вы намерены пройти через глубинную ломку и перестроение сознания – «ЙОГА БЕЗ КУПЮР» вам поможет.

     Далее мы поговорим о разных аспектах йоги, в первую очередь, о психотехнических принципах, хотя, для меня в йоге не существует ничего, кроме психотехники, и даже практика асан здесь не является исключением. Весь практический материал будет предлагаться без привязки к строгой последовательности освоения, в виде отдельных штрихов, совокупность которых дает целостную картину живой практики йоги.

     Мне бы хотелось, чтобы из всего того, о чем пойдет речь дальше, вы обращали внимание и практиковали только то, что действительно откликнется внутри вас пониманием, и будет как бы само собой проситься в практику. Ко всему остальному вы сможете вернуться позже, а может и совсем не вернуться, открыв свои собственные принципы развития сознания. Пройти своим собственным путем.

!