Джидду Кришнамурти. Контроль и разделенность


Джидду Кришнамурти

http://img12.nnm.ru/d/0/1/f/3/f00ce6bf50f39bcb4408179b744.jpg

 

     Не знаю, приходило ли вам когда-нибудь в голову, что с момента рождения и до смерти мы себя постоянно контролируем. Все эти «должен» и «не должен», «надо» и «не надо». Контроль предполагает приспособленчество и подражание, следование определенному принципу и поклонение идеалу, в конечном счете, ведущие к такому отвратительному явлению, которое принято называть почтением и респектабельностью. Зачем вообще контролировать? Вопрос не означает, что необходимо полностью отказаться от контроля. Но следует понять, что подразумевается под контролем: ведь сам этот процесс, так же как и его противоположность – отсутствие контроля, порождают беспорядок, хаос.

     Каждый может исследовать, понаблюдать за тем, что такое контроль, и, постигнув истину, увидев суть этого явления, провести жизнь в порядке, не прибегая к какому-либо контролю. Беспорядок же возникает из противоречия, вызванного деятельностью нашего внутреннего цензора – анализирующей сущности, отмежевавшейся от всех прочих фрагментов сознания и пытающейся навязывать свое «правильное» мнение.

     Необходимо понять эту особую форму зависимости, которая состоит в том, что мы связаны контролем и формируемся им. Не знаю, спрашивали ли вы когда-нибудь себя, зачем вы вообще что-либо контролируете, зачем управляете. Вы ведь контролируете, не правда ли? Почему? Что заставляет вас контролировать? В чем корень этого искусственного и послушного имитирования? Ясно, что это обусловлено нашей культурой, нашими религиозными и социальными установками, диктующими нам: «вы должны делать то», «не делайте этого». В таком контроле всегда есть волеизъявление. Эта воля является одной из форм навязчивого желания, которое формирует, направляет и контролирует. Понаблюдайте за этим в себе сейчас, пожалуйста. И если вы действительно внимательно наблюдаете, то вы увидите, как приходит совершенно новое понимание. Понимание того, что мы контролируем себя, свое настроение, свои желания, свои потребности, потому что это всегда дает нам чувство защищенности. В контроле есть большая гарантия стабильности, при всех его подавлениях и противоречиях, со всей его борьбой и конфликтами он несет определенное ощущение безопасности. Он также вселяет в нас уверенность, что мы никогда не потерпим неудачу.

     Однако когда тот, кто контролирует, отделяется от того, что находится под контролем, никакому великодушию и доброте не остается места. Добро несовместимо с разделением. Добродетель – это состояние сознания, в котором нет разделения, поэтому нет и контроля, вызывающего фрагментацию. Контроль подразумевает подавление, противоречие, усилие, потребность в безопасности – и все во имя добра, красоты, добродетели; но он представляет собой само отрицание добродетели и, следовательно, беспорядок.

     Итак, можно ли наблюдать без разделения, без наблюдателя, противопоставленного наблюдаемому явлению, без знания, приобретенного этим наблюдателем, которое изолирует его, когда он смотрит? Потому что наблюдающий – враг добра, хотя он и желает порядка, хотя он и пытается выработать праведное поведение, жить умиротворенно. Наблюдатель, отделяющий себя от наблюдаемого, – источник всего того, что не есть добро. Понимаете ли вы все это? … Знаете ли вы, что все это значит? Это значит, что ум прекратил анализировать и действительно видит, видит непосредственно и поэтому действует незамедлительно. Это значит, что в нем больше нет никакого разделения, – это полноценный, единый и потому здоровый разум. Только невротик нуждается в постоянном самоконтроле; когда он достигает полного контроля над собой, то становится полным невротиком, так что он уже не способен ни к какому движению, он не свободен.

     Зрите истину! Истина – это не «то, что есть». «То, что есть» – это разделение, разделение на белое и черное, на арабов и евреев, вся эта неразбериха и уродливость современного миропорядка. Из-за того, что сознание себя разделило, оно не целостно, не здорово, не божественно. Именно эта фрагментация в сознании несет миру хаос и упадок, столь много беспорядка, насилия и жестокости.

     Итак, вопрос состоит в следующем: может ли ум наблюдать без разделения, когда наблюдатель и является наблюдаемым? Смотреть на дерево, облако, на красоту восхитительной весны, смотреть на себя и учиться в момент наблюдения, без накопления знаний, так, чтобы сознание всегда оставалось свободным для наблюдения. Учится только молодой ум, не перегруженный знанием. Учиться – значит наблюдать себя без разделения, без анализа, без цензора, отделяющего хорошее от плохого, отделяющего то что «должно быть», от того, чего «быть не должно». Это одна из самых важных истин, потому что, если вы будете наблюдать именно так, ум обнаружит, что все конфликты прекратились. В этом – все добро и добродетель.

!