Мицуги Саотомэ

Мицуги Саотоме

 

Мицуги Саотоме (Mitsugi Saotome) (родился 7 марта 1937) – ученик 3-го поколения Морихэя Уэсибы. Главный Мицуги Саотомеинструктор Айкидо в додзе Себукан, Вашингтон округ Колумбия (Shobukan Dojo in Washington, D.C.). Удостоен звания Шихан Айкикай.

  • Мицуги Саотоме родился 7 марта 1937 года в Японии. С 16 лет начал изучать Дзюдо. Заниматься Айкидо начал в 1955 году в Хомбу додзе в Токио. С 1960 года становится учи-деси и тренируется под руководством О-Сенсея вплоть до его смерти в 1969 году.
  • Саотоме начал преподавать в Хомбу додзе в 1960 году. Он был очень уважаемым в качестве инструктора, получив множество наград. Вскоре он получил звание Шихан и в конечном счете был назначен старшим инструктором Хомбу додзе. Мицуги Саотоме занимал этот пост до своего отъезда в США в 1975 году.
  • После переезда в США Саотоме основал организацию под названием Айкидо Школы Уэсиба (на сегодня объединяет более семидесяти додзе) (Aikido Schools of Ueshiba - ASU). До 1988 года данная организация вела самостоятельную и независимую работу. В январе 1988 года ASU была признана Айкикай Хомбу додзе.
  • Организация Саотоме сенсея действует независимо от Федерации Айкидо Соединённых Штатов (United States Aikido Federation), однако разряды (даны), полученные в этих организациях, легитимны и признаются во всех подразделениях Айкидо Айкикай.
  • Саотоме особенно квалифицирован в использовании традиционного японского оружия. Он также разработал систему для работы с двумя мечами в Айкидо. Саотоме считает, что изучение движения и навыки, связанные с владение оружием не только увеличивают скорость и ловкость, но и позволяют добиться гармонии с партнером. Совершенство очень важно, так как даже один случайный удар во время практики с оружием может причинить мучительную боль. Поскольку Айкидо подчеркивает гармонию между собой и вселенной, уважение к партнеру очень важно.
  • В настоящее время Мицуги Саотоме проживает в штате Флорида. Он продолжает преподавать в Айки додзе в Шрайн Майкка Сити, штат Флорида, но тратит около шести недель каждый год обучению Айкидо в Себукан додзе в Вашингтоне, округ Колумбия. Кроме того, он много путешествует, проводя массу обучающих семинаров по всей территории США и за рубежом.
  • Саотоме также написал три книги по Айкидо: «Айкидо и гармония природы», «Принципы Айкидо», «Айкидо: дизайн жизни», а также выпустил коллекцию видео, демонстрирующих различные техники, в том числе видео техник с двумя мечами.

 

Из интервью с Мицуги Саотоме:

Не могли бы Вы рассказать нам о своей жизни до Айкидо?

"Я практиковал Дзюдо, когда я учился в средней школе. Меня отвезли в Кувамори додзе согласно рекомендациям моего преподавателя Дзюдо, так как он считал, что Айкидо было бы более подходящим для меня. Вот тогда я и узнал об Айкидо впервые. В то время Сейго Ямагучи (Seigo Yamaguchi) преподавал в додзе. Тогда я был больше, чем сейчас и весил около 190 фунтов. Я использовал свой вес, что бы выиграть матчи по Дзюдо в Токио. После занятий Ямагучи Сенсей сказал мне, схватить его за пальцы. Когда я схватил, он меня бросил на татами. Я не знаю, как это произошло, и казалось, что я упал сам по себе, споткнувшись о татами. Я попросил его сделать это снова. Думаю, что я был брошен тогда четыре или пять раз. Таким было мое знакомство с Айкидо."

Вы научились работе с мечом у О-Сенсея?

"В старые времена Шихан обучал по воскресеньям. Я думаю, однажды O-Сенсею стало скучно, и в один прекрасный день он сказал: "Кто здесь сегодня, Саотоме?" Он сказал мне закрыть и запереть окна, а я гадал, что он задумал? Тогда он велел мне принести боккен. "Это меч ката для использования в реальных условиях боевых действий" сказал он и показал его мне. Его мышление было очень старомодным. "Вы никогда не станет мастером", сказал он [смех]. Я не мог его понять. Показанная им ката немного отличалась от традиционного кумитачи. Он показал мне ката очень быстро в течение примерно пяти минут."

Морихиро Сайто, например, систематизировал кен и дзо движения согласно учению О-Сенсея. Какие кумитачи Вы разработали для "Айкидо Школы Уэсиба"?

"O-Сенсей варьировал преподавание в зависимости от ситуации. Люди, которые учились у O-Сенсея делали кен и дзо по-разному. Так как с мечом O-Сенсея был меч Айкидо, трудно было его правильно понять. Вы всегда должны были в точности следовать за ним. Позже было необходимо систематизировать это учение самостоятельно. Когда я увидел кен Морихиро Сайто и дзо на демонстрациях, я думал: "Да, O-Сенсей учил то же самое". Но как-то все было иначе. Сайто Сенсей организовал все так, что бы было понятно. Мой метод меча и способ кумитачи также несколько иной. Это потому, что наши опыты различны.

Это то, что Седзи Нисио сенсей сказал: "В то время основной упор в преподавании в Хомбу додзе делался на тайджитсу (с пустыми руками), но кен и дзо также придавалось важное значение. Тем не менее, никого не было в Хомбу додзе кто учил кен и дзо в старые времена".

O-Сенсей учил кен и дзо во время проведения семинаров на тот момент. Он преподавал основы."

Я получал ряд противоречивых мнений в зависимости от того кому я задавал этот вопрос. Считаете ли Вы, что на начальном уровне жесткие тренировки оправданы?

"Это зависит от того, в каком возрасте человек начинает подготовку. Трудно сказать определенно, что жесткие тренировки, а что нет. Если Вы скажете кому-то в его шестьдесят тренироваться упорно с самого начала, вряд ли он сможет сделать это, и это не является необходимым. Такой человек уже достаточно опытен физически, чтобы не тратить энергию впустую. Молодые люди, с биологической точки зрения, очень агрессивны, и поэтому Вы должны их обучать более энергично. Но это еще не все. Цель тяжелых тренировок – осознание своих собственных физических ограничений."

А техники периода Айки Будо делали больший упор на самооборону, чем в Айкидо, которое практикуется в настоящее время?

"Да, я верю в это. Но вся цель системы Айкидо в подготовке самообороны. Цель любого боевого искусства – самооборона. Тем не менее, отличительной особенностью Айкидо является то, что оно включает в себя не только Вашу самооборону, но и самооборону Вашего оппонента. Мы должны защитить жизнь оппонента. Здесь существуют 2 типа самообороны."

Каково значение техник Айкидо в современном мире? Каков смысл их распространения?

"Что ж, целью Айкидо является изучение концепции или определенного способа мышления. Это своего рода способ изучения философии. Это то, что необходимо для учителей. Различные учителя объясняют одну и ту же технику по-разному. Это проблема скорее не организации, а того, что учитель думает. Это действительно важно.

Позвольте мне пояснить: я не чувствую, что О-Сенсей обладал сверхчеловеческими способностями. Он был особенно сильным в физическом смысле, и есть вещи, которые мог сделать только он. Вместе с тем, что было удивительно в O-Сенсее так это то, что мир, который он рисовал, становился возможным для всех. Я не уважаю его просто как мастера боевых искусств. Я не могу стать таким же, как О-Сенсей, и было бы бессмысленным для меня хотеть это сделать. Но я могу изучать мировоззрение О-Сенсея путем изучения Айкидо. Это замечательно, что О-Сенсей создал такого рода мир!

Я не уважаю О-Сенсея только лишь за его физический аспект. Я уважаю его именно потому, что я верю, что, то во что он верил, что он пытался представить себе, было замечательно, и стало прекрасным посланием для всего мира в будущем. Целью изучения техник Айкидо является обретение необходимого способа мышления, это способ обучения и тренировки.

Вот что я думаю и это мой способ пояснения, который действительно отличается от других учителей. Мой иккё не есть чем-то особенным, я обыкновенный человек. О-Сенсей говорил: "Любой человек может стать святым". Интерпретация японской святости несколько иная и отличается от западной, но О-Сенсей развил своего рода способ самообразования или общественной системы образования, методы обучения, с помощью которых любой человек может достичь этого уровня через мисоги (очищение). Это что-то действительно ценное в историческом масштабе."

!