"Амритапури"

Амма-анахата«Как бескорыстная слуга Господа, я, не колеблясь, приму любое количество рождений, чтобы служить всем и каждому. Дети, ничто не сравнится со сладостью самоотверженного служения Богу. Рану можно залечить, сначала очистив ее. Подобно этому, очистите свой ум любовью к Богу и только затем лечите его Мудростью».

 

Шри Мата Амританандамайя Деви
Общая информация:
Название и местоположение: «Амритапури», Валликаву, Керала.
Основатель: Шри Мата Амританандамайя Деви (Амма) (род. 1953).
Адрес: Mata Amritanandamayi Math, Amritapuri P.O., Kollam District, Kerala 690 525.
Tel.: (476) 2896399, 2896278.
Факс: 91(476)2897678.
E-mail: inform@amritapuri.org.

 

Сайты:
www.amma.org — официальный сайт Шри Мата Амританандамайи Деви.
www.amritapuri.org — сайт Амритапури, главного ашрама Аммы.
www.ammachi.org — сайт ашрама Аммы в США.
www.amma-europe.org — европейский сайт об Амме со ссылками на разных языках.
История Аммы — «Матери бессмертного блаженства»

 

Шри Мата
Шри Мата

 

В наш век, когда сердца испытывают недостаток в любви и мире, Шри Мата Амританандамайи Деви (Амма) стала истинным воплощением безбрежной любви и милосердия. Каждое мгновение своей жизни Амма посвящает исцелению страдающего человечества. Она пришла в мир как проводник света и добра, повсюду пробуждающий божественное составляющее людских сердец.

Амма родилась в 1953 году в Керале, в бедной и набожной рыбацкой семье. Судхамани — «сокровище», такое имя дали ей родители при рождении. Любовь к Богу, сострадание к людям и другие прекрасные черты проявлялись в ней с самого раннего детства. С пяти лет переполняющая юную Судхамани любовь к Кришне стала изливаться в молитвенных песнях — бхаджанах, которые она сама же и сочиняла. Оставив школу после 3-го класса, Амма стала работать по дому.

Однажды, пережив экстатический транс — блаженство отождествления с Кришной, — перед огромной толпой народа, усомнившегося в снизошедших на Судхамани божественных качествах, она, как когда-то Иисус, превратила воду в «панчамритам» — благоухающее сладкое лакомство. А когда Амма стала старше, к ней явилась Божественная Мать. И слилась с ней. Местные жители начали относиться к молодой женщине как к святой, просили у нее благословения и исцеления.

С 1979 года люди стали приходить к Амме за духовными советами, и вскоре ее невзрачное жилище превратилось в настоящее место паломничества, где каждый мог получить помощь. В 1981-82 гг., чтобы сохранить и распространить учение, были основаны Ашрам и школа Маты Амританандамайи — имя, в переводе означающее «Мать бессмертного блаженства». В своей резиденции-ашраме Амма принимает всех страждущих, проявляя бесконечную любовь и помогая советом. Одни приходят сюда, чтобы разрешить жизненные проблемы, а другие, чтобы получить наставление на истинный духовный путь. Для каждого человека у нее находится время, и Амма лично встречает всякого приходящего. Многие называют ее просто — Мама. Она придает особое значение духовным практикам — медитации, бхаджанам и добровольной работе на благо других, считая их наилучшими путями достижения внутреннего мира и гармонии.

Амма легко завоевывает сердца. Передавая высочайшие духовные истины самым доступным языком, она сплавляет в этих сердцах преданность Господу, милосердие к страждущим и дух самоотверженного служения в единое целое.

На сегодняшний день работа Аммы охватывает весь мир. С 1987 года она путешествует по Индии и часто выезжает за ее пределы, принося в каждое место любовь и милосердие. В 1993 году в Чикаго Амма была избрана одним из Президентов Ассамблеи Мировых Религий. В том же году международная газета Hinduism Today назвала ее «человеком года». В 1995 году она получила приглашение выступить в Нью-Йорке на праздновании пятидесятой годовщины ООН, где ее речь стала ярким призывом к народам и лидерам государств идти путем гуманности, взаимопомощи и милосердия. А в августе 2000 года Амму еще раз пригласили выступить в ООН на всемирном форуме духовных и религиозных руководителей в Нью-Йорке.

Ашрам «Амритапур»

Главный ашрам «Амритапур» и резиденция Амританандамайи находятся недалеко от деревни Валликаву, в самом живописном южно-индийском штате Керала, где родилась и выросла Амма...

Ода Керале

(отступление)

«Венеция»...
«Индийская Венеция»

Индийский штат Керала называют «страной Богов». По преданию, именно здесь на космическом змее возлежит Вишну, Бог-хранитель всего сущего. Еще Кералу называют «страной прибоев, пряностей и магии», а также — из-за многочисленных каналов — «индийской Венецией».

Керала дарит столько блаженства и тепла, что вряд ли на Земле найдется человек, побывавший здесь хотя бы раз и не влюбившийся в нее. Отсюда и еще одно название — «земной рай».

Именно сюда хотел попасть Колумб, но не попал, открыв в итоге Америку. И только около пятисот лет назад Европа узнала о Керале, благодаря путешествию Васко да Гама, хотя арабские купцы приплывали в Кералу за перцем и специями еще до Христа — 2000 лет назад.

Керала — это калейдоскоп древних культур и многонациональных традиций: раскинутые на золотом песке китайские рыбачьи сети и полотна Рериха в местной галерее, иудейские синагоги и португальские крепости, голландские дворцы и сирийские церкви… А еще — удивительные индийские храмы, расположенные у подножья голубых гор, покрытых плантациями специй и кокосовых пальм и омываемых теплыми волнами Индийского океана…

Закат
Закат в Керале

 

Керала — самый чистый, самый благоустроенный и самый образованный (здесь почти стопроцентная грамотность) штат Индии. Но особенно удивительно для россиян то, что во главе штата стоят коммунисты! И нередко на фасадах зданий можно увидеть «серп и молот» или портреты Маркса и Ленина, а в книжных магазинах неожиданно обнаружить собрания сочинений Чехова, Достоевского или Крупской на русском языке…

Для сегодняшнего дня с его насилием и войнами, с непрекращающимися попытками поставить друг друга на колени: сильный — слабого, богатый — бедного, мусульманин — иудея, православный — католика, Керала кажется сказочным, нереальным, парадоксальным миром, в котором гармонично сосуществуют все религии, а правящей силой вот уже много лет остается коммунистическая партия.

Побывав здесь, веришь, что чудеса бывают! И к семи библейским чудесам света вполне можно добавить восьмое — индийский штат Керала.
 


Пристань...
Пристань у Ашрама

 

Ашрам «Амритапур» расположился в живописной местности, омываемой с запада океаном, а с востока — заводью, тянущейся на десятки километров параллельно морскому побережью.

Когда отцу Аммы было 13 лет, он встретил странствующего монаха, и услышал от него такое предсказание: «Я вижу на этом месте многих отшельников, сидящих погруженными в глубокую медитацию. Раньше здесь была обитель великих душ. Это место станет святым. Многие саньясины достигнут здесь освобождения». Так и случилось. Прошло несколько десятков лет, и здесь действительно возник духовный оазис, источник Любви и Света, привлекающий сотни искателей.

Храмовый комплекс в Амритапуре
Храмовый комплекс Ашрама

 

Ашрам занимает сравнительно немного места. На его территории находятся большой крытый зал для медитации и бхаджанов, шестиэтажный храмовый комплекс, где проходят даршаны и встречи с Аммачи. Есть и несколько вспомогательных зданий, включающих различные службы ашрама: аюрведическая клиника и техническая служба, кухня и столовая, библиотека, магазинчики и др. Напротив входа в Ашрам построены два 16-этажных корпуса гостиницы-общежития, и рядом с ними бассейн.

По прибытии в ашрам необходимо зарегистрироваться в офисе для приезжающих на втором этаже административного здания и получить ключ от комнаты (обычно комната рассчитана на проживание 2-3 человек).

Ашрам может принять до тысячи паломников, но условия здесь жизни очень просты. Комнаты оснащены туалетом, душем и даже вентиляторами, а спят на полу — на матрацах. Еда, как обычно в ашрамах, — вегетарианская. Есть индийская и европейская столовые. Стоимость проживания — 150 рупий в день, включая 3-хразовое питание и все мероприятия, направленные на духовное развитие.

Поездки Аммы

Мата Амританандамайи регулярно ездит по городам Индии, а также выезжает в другие страны. Обычно с января начинается ее 2-недельная поездка по южной Индии (Керала и Тамил Наду), а через две-три недели после возвращения в Ашрам начинается месячное путешествие по штатам центральной и северной Индии. Весной она уезжает на две недели в Австралию, Сингапур и Японию. В начале лета — в США, где проводит около месяца (в Сан Рамоне в окрестностях Сан-Франциско находится самый большой после Амритапури ашрам Аммы). В октябре Амма приезжает в Европу, и проводит по несколько дней в Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Испании, Финляндии и других странах. На юге Франции находится ее европейский ашрам. После Европы Амма проводит две недели в США и возвращается в Индию.

Поэтому, если вы хотите поехать в Амритапури, чтобы попасть в особую атмосферу даршана Аммы, заранее уточните график ее поездок (иначе вы ее просто не застанете). Это можно сделать на официальных сайтах: www.amma.org или www.amritapuri.org. А если у вас есть возможность попасть на встречу с Аммой в Европе, то лучше связаться с организаторами ее турне на официальном европейском сайте: www.amma-europe.org (проживание в этом случае обойдется дешевле, а иногда и бесплатно). В Хельсинки, например, выступления Маты Амританандамайи можно услышать в синхронном переводе на русский язык, о чем необходимо специально договориться — направить предварительную просьбу по электронной почте или по одному из телефонов указанных на сайте www.amma.fi (на этом финском сайте есть странички на русском языке).

Амма трижды была в России, причем первый ее визит состоялся 17-20 августа 1991 года — в тот момент, когда нашу страну «путчило», а Президент СССР Горбачев был изолирован в Форосе.

Распорядок дня в Ашраме

День в ашраме начинается с Арчана — пения 108 имен Божественной Матери и продолжается в чередовании занятий йогой или медитацией, изучении священных писаний, карма-йоги и отдыха. В некоторые дни Амма выступает с речами на духовные темы.

Мандир
Мандир — здесь поют бхаджаны

 

Когда Аммачи в Ашраме — каждое утро в 11 часов начинается даршан. А вечером она проводит бхаджаны. Во время службы, которой она сама руководит, Амма поет, читает мантры и, отдаваясь религиозному экстазу, импульсивно вздымает руки к небу, выкрикивая имена Богов. Экстатическое состояние среди присутствующих достигает предела вечером в четверг и в ночь с субботы на воскресенье — во время Деви Бхавы, когда Аммачи облачается в специальные одежды, одевает корону и входит в транс, являя собой образ Богини-матери. Бхаджаны в исполнении Аммы — одни из сильнейших моментов встречи с ней. Присутствующие испытывают состояние бхакти, и из их глаз начинают струиться слезы счастья. Для многих это время глубоких медитативных переживаний.

Расписание

5:00 … 6:00 — Арчана (песнопение божественных имен)

6:30 … 7:30 — Занятия по изучению ведических писаний

7:30 … 8:30 — Индивидуальные медитативные практики

9:00 … 9:30 — Завтрак

10:30 … 15:30 — Даршан

13:00 … 14:00 — Обед

14:00 … 18.30 — Индивидуальные практики и свободное время

18:30 … 20:00 — Бхаджаны (песнопения)

20:00 … 21:30 — Ужин

Миссия Аммачи

Объятие...
Объятие любящей Матери

 

Амма утверждает, что ее основной принцип подхода к людям — не общение словами, а непосредственное взаимодействие энергиями любви. Ее даршан начинается ближе к полудню и продолжается несколько часов. Она и пошутит, и утешит, и обязательно обнимет и поцелует всякого пришедшего на встречу с ней. Амма уделит внимание каждому, несмотря на огромное количество приходящих. Ничьи печали ей не безразличны. И уже многие знают, как ее любовь и доброта облегчают страдания. Последователи Аммы утверждают, что в течение даршана она может принять 2000 человек, а всего в ее объятиях побывало уже более 20 миллионов.

С кем-то она говорит, кому-то просто пристально смотрит в глаза, и кажется, что человек в этот момент растворяется в переполняющих его чувствах. Это событие — встреча с Божественной Матерью — по мнению многих, кардинально изменяет направление жизни человека. Амма учит своим примером и передает высокую божественную истину о смирении, доброте и терпении, зажигая в людях желание работать на благо других.

Бескорыстное служение является основой ее жизни и миссии. Амма объясняет: «Чем является истинное служение? Истинное служение — это продолжительная помощь без ожидания чего-либо взамен. А кто делает это сегодня? Если у кого-то и появится мысль помочь бедной семье, то за этим, несомненно, стоит корысть. Каждый жаждет имени и славы. Духовный совет не удовлетворит голод человека, пребывающего в нищете. У нас должно быть сострадание и любовь к таким людям. А настоящее сострадание и любовь возникнут только при практике духовности. Накормить нищего — не значит решить все его проблемы. Ему снова захочется есть. А, значит, лучший путь — помогать людям внешне и внутренне, то есть и накормить их, и в то же время «заставить» осознать необходимость внутреннего развития. Это возможно только через духовное образование. Такое служение поможет человеку вести счастливую и гармоничную жизнь в любых обстоятельствах, даже голодая. В действительности духовность учит нас вести в мире безупречную жизнь. Все зависит от ума. Если ум спокоен и уравновешен, даже самый низший ад станет обителью счастья, но если ум взволнован, даже высочайший рай покажется местом ужасного страдания. Покой и уравновешенность — это то, что человек получает от духовных мастеров. То, без чего он не может жить».

Поэтому социальная деятельность Аммы так широка и разнообразна:

— aшрам — для всех, кто хочет лично встретиться с Аммой и пережить ощущение Божественной любви и сострадания;

— благотворительные акции: раздача еды, строительство бесплатного жилья для бедных, поддержка неимущих студентов, различные выплаты для вдов и нуждающихся женщин на базе созданного ею благотворительного фонда М.А.Матх;

— социальные программы: дом престарелых, сиротский приют и хоспис для онкологических больных, программы помощи пострадавшим от землетрясения, а также на работах по восстановлению разрушенных домов;

— медицинские проекты: Институт высших медицинских наук, современный кардиологический госпиталь на 800 мест с бесплатным лечением неимущих, банк крови, медицинские клиники, помощь детям с сердечными заболеваниями и многое другое;

— образовательные программы: создание сети образовательных и научно-исследовательских учреждений — Институт программирования, профессиональные училища, один из лучших компьютерных колледжей в штате Керала и другое.

Методы Аммы

По всем описаниям Амма — самый усердный работник своего Ашрама, живой пример собственного учения. Ее можно увидеть носящей кирпичи, доящей корову или чистящей туалеты, проводящей встречи с учениками или занимающейся делами Ашрама. Ее ученики рассказывают истории о том, как Аммачи даже после долгого приема посетителей готовит для них еду и кормит, как маленьких детей из своих рук. Ее никогда не увидишь сидящей и командующей преданными — сделай то, сделай это. Она дает наставления и в тоже время подает пример собственными действиями. О себе она говорит так: «Я — слуга слуг. Эта жизнь для других. Счастье детей является богатством и здоровьем Матери».

Сострадание Аммачи действительно безгранично. Она настолько поглощена Богом, что, кажется, даже следы ее собственных желаний полностью исчезли, и многие люди по всему миру почитают ее, как само воплощение безусловной любви. И все же Амма, «Мать Вечного Блаженства» обладает и гневным лицом. Она безоговорочно принимает тех, кто пришел увидеть ее, а для тех, кто решил провести свою жизнь под ее опекой как ученик, она становится требовательным и строгим духовным учителем. Обучение может быть очень жестким, и ученики говорят, что приблизиться к Аммачи — значит приблизиться к огню.

Указывая на недостатки учеников и исправляя их, Амма говорит: «Я подобна садовнику. Сад полон разных цветов. Но меня не просили присматривать за красивыми цветами, в которых нет изъяна, меня просили устранить насекомых и червей с поврежденных цветов и растений. Чтобы убрать насекомых, мне иногда приходится сильно сжимать лепестки или листья. Это болезненно, но необходимо для спасения растений и цветов от разрушения. Так же и Мать работает со слабостями ее детей. Процесс устранения слабостей болезненный, но он идет на ваше благо. Добродетельные качества не нуждаются во внимании, но если ваши слабости не устранены, они уничтожают ваши добродетели. Мои дети, вы можете думать, что Мать злится на вас. Но это совсем не так. Мать любит вас больше, чем кого-либо, потому-то и делает все это. И Мать не ожидает ничего, кроме вашего духовного роста».

Ее главное желание и метод обучения — «рассеять эго учеников», чтобы «они могли познать реальность». Амма предостерегает от опасностей эго, говоря: «Слепота глаз переносима и может быть управляема… У вас все еще может быть любящее и полное сострадания сердце. Но когда вы ослеплены эго, вы совершенно слепы… Слепота, вызванная эго, толкает нас в полный мрак». Аммачи верит, что путь к освобождению — это путь смирения и послушания, и только через предание себя гуру, ученик может держать свое эго под контролем. Многие ученики Аммы рассказывают истории о «битье эго» и «восстаниях эго», которые они переживали у стоп любимого гуру. Они иногда (но всегда почтительно) рассказывают о строгой дисциплине, жестких графиках и испытанном ими физическом дискомфорте. «С Матерью не всегда легко, — говорят они, — но она помогает нам отработать нашу карму». Ученики Аммачи, посвященные в духовный сан, соблюдают строгий целибат, а в добавление к бескорыстному служению по несколько часов в день практикуют медитации. Они мало спят, часто всего четыре часа в сутки. «Это держит нас на грани и все время учит отдаче», — сказал один преданный.

Когда один из посетителей ашрама спросил Амму, не излишне ли она перегружает своих учеников такой тяжелой работой, как таскание кирпичей, и не зря ли зовет работать поздно ночью, после того как они пошли спать, она без колебания ответила: «Амма хочет показать, что многие из них обладают духом самоотверженности, а не живут только для телесного комфорта. В таких случаях можно увидеть идет ли им на благо медитация. Иначе, какой смысл в аскезе?»

Амма хорошо знает слабости человеческой природы. Часто, когда ее ученики горды или упрямы и не хотят следовать ее наставлениям, она постится сама, отказываясь от пищи и воды. Узнать, что их любимый Учитель собирается голодать из-за них — худшее наказание для учеников. «Чтобы воспрепятствовать росту гордыни гуру может действовать очень жестко… Люди, видящие кузнеца, кующего горячий кусок железа тяжелым молотком, могут подумать, что он жестокий человек. Кусок железа также может думать, что ничто не может быть грубее молотка. Но, работая над каждым ударом, кузнец думает только о конечном результате. Настоящий гуру подобен этому», — говорит Амма.

Однажды Амма сказала: «Дети, вы счастливы, когда видите Амму с улыбающимся лицом. А если Амма говорит что-либо, противоречащее вашему желанию, тогда вы думаете, что у Аммы нет любви к вам. Но это не так. Амма пытается сделать вас сильнее. Для укрепления духа должны быть устранены все слабости вашего ума. Чтобы достигнуть этого, она иногда проявляет внешнюю рассерженность. Это необходимо, чтобы научить вас. Взять, например, корову, оживленно поедающую нежные листья молодой кокосовой пальмы. Будет недостаточно, если вы скажите: «Дорогая корова, пожалуйста, не ешь нежные листья. Растение погибнет». Определенно корова не сдвинется с места. Но если вы возьмете длинную палку и закричите на нее: «Убирайся прочь, уходи!», корова тотчас же оставит свою проделку. То же относится и к проявлению рассерженности Аммы. Дети, Амма никогда не сердится на вас. Всегда помните, что у Аммы нет корыстных мотивов, и она действует только для вашего духовного роста». Хотя Амма очень внимательна как к духовным, так и материальным нуждам своих преданных, она всегда остается беспристрастной и безупречной.

Как добраться до Ашрама

Ближайшие к ашраму города, где есть аэропорты и железнодорожные станции — это Кочин и столица Кералы — Тривандрум. Самолет из Дели летит до этих городов три часа (расстояние около 2500 км, стоимость авиабилета в одну сторону более 300$), из Бомбея — около полутора часов. Поездом из Дели можно добраться за 2,5 суток (около 50$ за билет в кондиционированном вагоне).

До Ашрама проще ехать из Тривандрума, откуда до Валликаву ходит рейсовый автобус (время в пути около часа, стоимость проезда 20 рупий), или от железнодорожной станции Кайамкулам (Кayamkulam), далее около 40 минут на авторикше (80-100 рупий), а на другую сторону канала к ашраму можно переплыть на лодке (1 рупия). Но, конечно, экзотичнее путь из Кочина: он лежит через Коллам (Kollam) или Аллапуджу (Alappuzha), откуда до ашрама по каналу идут пароходики.

Рассказы о Шри Мата Амританандамайя Дэви

Исцеление прокаженного

Эта драматическая история происходила в конце восьмидесятых годов и известна не только очевидцам — все события зафиксированы на кинопленке.

Даттан, живший недалеко от Валликаву — Папумпаллу, в ранней молодости стал жертвой ужасного заболевания — проказы. От него отвернулись не только друзья, но и близкие, которые просто выгнали его из дома. Даттан стал нищим и проводил дни и ночи у ворот храма. Болезнь развивалась, все тело покрылось язвами и дурно пахнущими гнойными ранами. Его перестали пускать в храмы, в дом, в автобус, никто не хотел давать ему еду и даже приближаться к нему.

«Мое зрение почти полностью пропало, — говорил Даттан, — вместо глаз остались только две маленькие щели. Волосы на голове выпали. Я накрывал тело тканью, но она прилипала к нему, пропитываясь ужасным запахом гнойных ран. Только насекомые летали возле меня, беспокоя. Люди от одного моего вида закрывали носы и убегали. И даже такие же нищие, как я, не позволяли мне есть или спать рядом с ними. Несколько лет я не слышал ласкового слова и не видел сочувствующего взгляда. Все меня ненавидели и испытывали ужас от вида моего тела и лица. Все мои надежды угасли».

Но однажды Даттан услышал о Святой Матери в Валликаву и пошел увидеть ее на день Бхава Даршана. Ему не позволили войти в ашрам — преисполненные отвращения, люди кричали: «Уходи прочь!» Но, увидев прокаженного, Амма позвала его к себе.

Перед теми, кто стал очевидцем дальнейших событий, предстало леденящее кровь зрелище — они увидели Амму, обрабатывающую своей слюной язвы и раны и высасывающей из них кровь и гной. Каждый день Бхава Даршана она купала Даттана, поливая водой из ведра, натирала все его тело священным пеплом и относилась к нему с той же любовью, заботой и состраданием, которые проявляла к другим преданным. Некоторых наблюдавших за милосердным служением Аммы рвало, кто-то падал в обморок, а другие смотрели на происходящее в глубоком почтении и страхе.

Но все плакали, осознавая, что находятся в священном присутствии самой Божественной Матери — ибо никто кроме Нее не мог проявить такое сострадание и любовь. Амма же сказала о Даттане: «Я не могу отвергнуть его. Он — мой сын, а я — его мать. Может ли мать отказаться от своего сына? Кто еще может позаботиться о нем и любить его? Мать не видит его внешнего тела, а видит только сердце».

В конце каждого даршана Амма искала раны на теле Даттана и найдя их, надавливала, чтобы вышел гной, высасывала его и выплевала в специальную чашу — снова, снова и снова. Наконец, она полоскала рот и мыла руки, завершая таким образом даршан в этот вечер. Каждый раз это было пугающее и одновременно невероятно трогающее до глубины сердца зрелище.

Молодой индус Шрикумар (теперь Свами Пурнамританада) считал все происходящее отвратительным зрелищем, переходящим приемлемые границы. После даршана он обратился к Амме: «Ты всемогуща и можешь вылечить любое заболевание одним желанием. К чему эта ужасная демонстрация?» Улыбаясь, Амма ответила: «Дорогой мой, когда я увидела моего сына с проказой, я просто почувствовала необходимость сделать то, что я сделала. Возможно, ты найдешь ответ в духовных книгах». И через некоторое время Шрикумар действительно прочитал в книге, что слюна йогина или реализованного мастера обладает великой, целительной силой и может излечить многие болезни.

Другие же, напротив, чувствовали, что наблюдение за процессом исцеления прокаженного учит их величайшей истине: человек — не тело, главное в человеке — Божественный дух. Они видели, что во время исцеления Амму ничего не беспокоит, они ощутили ее непоколебимую убежденность, что с ней ничего не случится. Они узнали, что люди бессильны защитить себя от опасностей окружающего мира только из-за своей исключительной привязанности к собственному телу, и что только истинная духовность является лучшей защитой для человека.

Прежде чем уйти после пребывания с Аммой, Даттан спал несколько часов на матраце в одной из соседних хижин. Амма предупредила преданных, чтобы не спали на том же матраце — опасность заразиться проказой была велика. Она беспокоилась — ведь люди, видевшие ее прикасающейся к прокаженному, могли подумать, что вероятность передачи инфекции отсутствует.

Прокаженный приходил к Амме долго, за это время его тело постепенно излечилось, язвы закрылись, и почти все раны зажили. Да и сам Даттан изменился. Слюна Святой Матери оказалась для него божественным лекарством. И хотя на теле Даттана остались шрамы от ужасной болезни, он счастлив — Святая Мать дала ему новое рождение.

Истории отношений

Однажды после обычного даршана, Амма смогла уйти на отдых только в четыре часа утра. Она зашла в свою хижину и легла, закрыв дверь, перед которой, как обычно, спал один из жителей ашрама, охраняя покой Аммы. И как раз в это время молодая женщина, пропустившая автобус и проделавшая пешком весь путь из Куилона (тридцать пять километров), добралась до ашрама в поиске благословения Аммы, и очень расстроилась, когда узнала, что Амма отдыхает. Но, не в силах сдержаться, она все-таки громко позвала Амму. Услышав голос женщины, ученик, лежавший перед дверью, встал и отругал женщину за то, что нарушила покой Аммы, и даже попросил ее покинуть ашрам. Амма услышала это и вышла встретить пришедшую. А после заботливых расспросов успокоила женщину и уверила в разрешение всех проблем. И только потом обратилась к человеку, охранявшему дверь: «Я здесь не для наслаждения отдыхом и комфортом, но для служения людям и облегчения их страданий. Их счастье — мое счастье. Я не желаю никаких услуг. Я здесь для служения всем. Я должна быть свободна, чтобы встретить каждого и в любое время. Я никому не позволю препятствовать моим встречам с преданными, пришедшими в поиске утешения и помощи. Известно ли тебе, как трудно им прийти сюда с их ограниченными сбережениями для того, чтобы облегчить передо мной свои души? Если ты повторишь эту грубость или попытаешься ввести правила, по которым мне следует встречаться с преданными только в определенное время, я распушу ашрам. Я не желаю миссии, если она не направлена на служение человечеству». В результате, Амма вообще запретила спать перед ее хижиной — и этому человеку и всем другим жителем ашрама.

Вспоминают и такую историю. Больную женщину, пришедшую в ашрам за советом Аммы, вдруг вырвало на ее одежду. Одна из учениц, лично заботящаяся об Амме, подцепила грязную одежду палкой и уже собралась передать ее человеку, отвечающему за стирку. Увидев это, Амма отругала девушку: «Если ты не способна видеть Божественное во всем и служить всем в равной степени, то какой смысл заниматься медитациями и прислуживать в течение стольких лет? Разве есть какая-нибудь разница между мной и этой больной женщиной?» Амма сама взяла одежду и выстирала, а девушке запретила посещать ее несколько дней.

Одно лишь присутствие Аммы вдохновляет преданных и дает им силу. Когда в ашраме идут строительные работы и нужно носить на площадку кирпичи и песок или помогать каменщикам, или необходимо вычистить нижнюю камеру и убрать помещения, брахмачарьи бегают по всему ашраму даже среди ночи, собирая преданных. Ведь иногда Бхава даршан заканчивается в три или четыре часа утра. И вот, все отправляются спать и вдруг видят, что Амма идет на работу. Она всегда начинает работу первой, и, несмотря на то, что провела на даршане почти двенадцать часов, всегда работает с радостью и энтузиазмом. Узнав о том, что Амма носит кирпичи или воду, преданные сбегаются на помощь. Самое интересное, что работа, которая обычно занимает шесть или семь часов, завершается за час или два.

Для того чтобы преданные не задумывались над тяжестью труда, Амма просто смешит их — у нее удивительное чувство юмора! А иногда разведет маленький костер, приготовит напитки и жареный арахис для всех работающих и сама раздает. Но и во время работы преданные не остаются без наставлений: «Дети, выполняя любую работу, всегда пытайтесь повторять свою мантру или петь песни преданности. Только те действия, которые посвящены Господу, считаются действительным действием, и тогда действие (карма) становится Йогой. Иначе это Карма Бхога — действие, мотивированное стремлением к наслаждению».

Ответы Аммы на вопросы учеников

Амма-анахата
Амма как средоточие сердечной чакры

 

— Амма, как преодолеть страх?

— Мы вновь возвращаемся к неведенью. Неведенье нашего истинного существования в Боге или Атмане — вот причина всех страхов. Внешняя жизнь человека, независимо от того, чем он занимается, чтобы существовать, должна быть проживаема в соответствии с его внутренним естеством. Во всем должно быть совершенное равновесие. Если человек придает больше значения телу и пренебрегает душой, он начинает волноваться и беспокоиться, ревностно цепляясь за ложную защищенность.

Тайна жизни заключается в знании, что тело является формой, емкостью, и что содержание (душа) отлична от емкости. Молоко отлично от сосуда, в котором находится. Сосуд не является молоком, а молоко — не сосуд. Самопознание устранит все ненужные страхи. Мы, как человеческие существа, нуждаемся в пище, одежде и пристанище. Это понятно. Эти три вещи являются главными заботами тела, и мы беспокоимся о комфорте тела. Люди верят, что тело является всем, и что нет ничего за телесным существованием. Такое отношение вызывает невероятную привязанность к телу и его безопасности. Именно оно вызывает страх перед всем, что происходит в жизни. Растет привязанность — увеличиваются эго и страх. Вы верите, что ваше тело и есть самое ценное из того, чем вы владеете. Вы хотите защитить тело от всего, что может причинить ему вред каким бы то ни было образом. Вы думаете, что защита тела является единственной заботой в жизни. Какая жалость! Мы не понимаем, что жизнь тела зависит от души!

Природа тела и души разная. Тело постоянно изменяется, а душа неизменна. Вечно меняющееся тело преходяще, а неизменная душа неувядаема и является главным корнем, поддерживающим древо жизни. Проблема в том, что мы придаем слишком большую важность внешнему, проявленному телу и совершенно забываем о непроявленной Сущности — источнике нашего существования. Скажем, вы смотрите на бескрайний океан. Его вид вызывает трепет, и вы думаете: «Как удивителен и безграничен океан! Как он непостижимо глубок и обширен». Но вы можете видеть только поверхность, и не можете видеть дно и тот мир, что существует под этой поверхностью. Было бы неразумно утверждать, что их нет только потому, что вы их не видите с того места, где стоите. Одного существования поверхности океана достаточно для доказательства существования лежащей в его основе земли.

Для того чтобы увидеть и испытать мир под океаном и лежащую в его основе землю, вы должны погрузиться в океан очень глубоко. Точно так же, для осознания души человек должен выйти за пределы тела и глубоко проникнуть в свою Сущность. Страх человека вызван неведеньем, незнанием своей Сущности — жизненной силы и самой основы бытия. Человек становится бесстрашным, когда понимает природу бессмертной души. Однако на этом этапе он знаком только с тленным телом, что увеличивает его страх и ведет все ближе и ближе к смерти. Смерть — величайший страх человека. Она присвоит все, чем он обладал и считал своим. Все, кроме одного — души.

— Чем является эго?

— Какой смысл говорить о том, чего не существует? Эго — иллюзия, не существующая сама по себе. Оно воображаемо. Оно кажется настоящим из-за силы, происходящей от Атмана — истинного Я. Оно воодушевляется Атманом. Эго может быть сравнимо с мертвой материей, потому что без Атмана у него не было бы жизни. Перестаньте поддерживать эго, и оно отстранится и исчезнет. Эго — это ум. Мы сами придаем воображаемому эго реальность. Раскройте, чем оно является, или скорее, чем не является, и это будет его концом.

Собака вертит хвостом, но хвост не вертит собакой. Если бы хвост вертел собакой, это было бы бедствием! То же относится и к уму. Ум или эго — не больше, чем полезные инструменты. Духовный искатель не должен быть управляем прихотями и фантазиями ума. Эго состоит из наших мыслей. А наши мысли являются нашим собственным созданием. Мы можем сделать их реальными, сотрудничая с ними. Но если мы уберем нашу поддержку, они растворятся. Нам следует просто наблюдать за нашими мыслями. Облака постоянно изменяются и принимают разные формы. Они бывают похожими на лики богов, силуэты разных животных, плывущие корабли. Но только маленький ребенок может поверить в реальность этих форм, ведь они — лишь иллюзия. Так же и наши постоянно изменяющиеся мысли, проплывающие в уме, не более реальны, чем формы облаков в небе. Если мы будем просто наблюдать за тем, как наши мысли проходят мимо, они не смогут влиять на нас никоим образом. Помните, эго — это большая ложь.

— Каковы признаки преодоления эго?

— Тот, кто вышел за пределы эго, стал подношением миру — как ароматическая палочка, которая, выжигая себя, дарит людям аромат. Для такого человека чувство различия отсутствует. Сложно сказать, на что походит четкий признак преодоления. Люди делают вид или имитируют то или иное качество, но для настоящего мастера, который не отождествляет себя с эго, все его существо и каждое действие являются отчетливым выражением божественной любви и самопожертвования. Божественная любовь и самопожертвование нельзя сымитировать.

— Почему смирение перед гуру считается столь важным для ученика в преодолении эго?

— Место эго в уме. Любое другое препятствие может быть устранено посредством ума за исключением эго, потому что эго тоньше ума. Только через подчинение тому, кто укрепился в этом высшем переживании, можно победить эго.

— Что есть дхарма в значении, используемом Вами?

— Дхарма — это правильное действие в правильном месте и в правильное время.

— Как узнать свою дхарму?

— Только через любовь к самой жизни, через верное отношение и ясное понимание можно узнать, какое действие необходимо, чтобы совершить правильный поступок.

— Путь к свободе и путь преданности — это разные направления?

— Любовь и свобода не являются двумя понятиями, они — одно. Они взаимосвязаны. Без любви свобода невозможна, без свободы не может быть любви. Вечная свобода приходит тогда, когда все отрицательное искоренено. Только в состоянии любви красивый, благоухающий цветок свободы и блаженства раскроет свои лепестки и расцветет.

Только полная свобода от рабства ума и эго создает внутри поток любви. Люди связаны прошлым и будущим, поэтому в мире так сложно найти истинную любовь. Для того чтобы быть способным любить, прошлое и будущее должны раствориться и исчезнуть. Вы должны жить настоящим моментом, в состоянии «здесь и сейчас». Прошлое не имеет большого значения, а будущее только приносит в ваш ум беспокойство и страхи. И только, когда прошлое и будущее не связывают вас — вы действительно свободны. Для того, чтобы быть способным на подлинную любовь, вы должны освободиться от всего. Если вы наполнены гневом, страхом или ревностью, вы становитесь рабом этих эмоций. И все, о чем вы думаете, все, что делаете или говорите, окрашивается негативом. Как вы можете быть свободными, когда вы связаны прошлыми сожалениями или беспокойствами о будущем? Если во имя свободы вы попытаетесь убежать из мира в пещеру в Гималаях или в другое отдаленное место, то это причинит вам одни лишь страдания. Только когда вы научитесь любить всех и все, вы действительно сможете стать свободными. Только тогда ночь неведенья закончится, а день осознания Истины начнется.

Однажды духовный мастер спросил своих учеников: «Как вы узнаете, что ночь закончилась, а день начался»? Ученик ответил: «Когда видишь человека на расстоянии и можешь определить, мужчина это или женщина». Но мастер покачал головой. Другой ученик ответил: «Когда видишь дерево на расстоянии и можешь определить, манго это или яблоня». Но и этот ответ был неверен. Наконец, ученики попросили дать им верный ответ. Мастер улыбнулся и сказал: «Когда вы видите брата в каждом мужчине и сестру в каждой женщине, тогда заканчивается ночь и начинается день. А до этого времени, даже если полуденное солнце освещает землю, для вас все еще длится ночь, и вы во тьме».

Дети, это хорошая история, чтобы понять — только когда вы научитесь любить каждое существо в равной степени, возникнет истинная свобода. До этого вы связаны, вы — рабы своего ума и эго.

— Амма, как обнаружить причину гнева и искоренить его?

— Гнев на поверхности ума можно сравнить с деревом. Причина гнева подобна невидимым корням дерева, находящимся в почве. Вся сила дерева происходит из его корней. Если вы хотите уничтожить дерево, вам следует просто выкорчевывать его. Если корень уничтожен, дерево умирает. Подобным же образом, когда вы осознаете негатив внутри себя, вам следует практиковать самонаблюдение и искать корень этого негатива. Так же как дерево, которое существует благодаря своим корням, негатив, каким бы он ни был, существует в вас благодаря сильной причине, скрытой глубоко внутри ума. Исследуйте свой ум и найдите эту причину. Когда найдете причину, она исчезнет и никогда не вернется. Это возможно только через осознание.

— Каков признак правильных, истинных взаимоотношений?

— Когда двое людей отождествлены друг с другом — это и есть признак истинных отношений. Сила любви зависит от количества тождественности, присутствующей между людьми. Предположим, кто-то спросит вас: «Кого из своих друзей ты любишь больше — А, Б или С?» Возможно, вам понадобится время для размышлений, или вы просто скажите: «Мне больше нравится А. Он мой лучший друг». Но что это значит? А это значит, что вы более тождественны с А, чем с Б или С, не так ли? Истинные отношения или истинная любовь основываются на количестве тождественности одного человека с другим. Однако это не предмет для измерения, это глубокое чувство, Нечто, происходящее внутри. С увеличением тождественности чувство единства проявляется и внешне: ваше сердце переполнено любовью и выражает себя в словах и поступках.

В состоянии глубокой любви даже ход мыслей становится одинаковым. Например, муж думает о чем-то, не говоря ни слова, и жена каким-то образом осознает это. Вот, представьте. Воскресенье. Он сидит в кабинете, пытаясь доделать срочную работу. Он очень устал, но не может позволить себе ни минуты отдыха. С трудом удерживая открытыми слипающиеся глаза, бедняга думает: «Вот бы сейчас крепкого кофе». Но просить жену приготовить кофе ему неловко — она занята приготовлением воскресного обеда. Да и не в его правилах пить кофе в такое время... И вдруг жена входит в комнату и протягивает ему чашку. «Как ты узнала, что мне нужна чашка кофе?» Она улыбается и отвечает: «Просто почувствовала это, вот и все». Подобное случается в определенные моменты отношений, и если пара обладает верным чувством и пониманием друг друга, это обязательно разовьется и станет проявляться во всех их мыслях и действиях.

Истинные отношения возможны только тогда, когда человек способен отпустить все свои ранее сложившиеся идеи и предрассудки, когда он перестает быть захваченным прошлым. Ваш ум — это прошлое. Перестаньте цепляться за прошлое, и вы будет свободны и спокойны. Цепляться за прошлое — значит жить во мраке. Но ведь все мы хотим прибывать в свете. Так перестаньте воевать с прошлым, перестаньте реагировать на него — и окажетесь в свете, и сможете ясно увидеть все, происходящее внутри вас. А с таким видением уже можно формировать настоящие, истинные отношения.

!